Какое международное право?
Нулевая реакция Турции на призывы ряда международных организаций, в том числе и ООН, а также руководителей ведущих мировых держав — России, США и Франции — немедленно прекратить боевые действия по линии соприкосновения Азербайджана и Арцаха, думаем, была вполне ожидаемой.
БОЛЕЕ ТОГО, ЭРДОГАН ОТКРЫТО ЗАЯВИЛ, что не согласен с позицией трех президентов и видит только одно условие для прекращения огня: «Армения должна уйти с оккупированных территорий и вывести свои войска».
Никакого внимания Турция не обращает и на требования мировой общественности вывести из зоны боевых действий наемников-исламистов, которых она перебросила из Сирии и Ливии. Кто сказал, что Анкара должна ориентироваться на сказки про международное право? Очень смешная вещь. Потому что международное право обычно поворачивается так, как это нужно сильному. Либо о нем вообще забывают.
Ну какое международное право? Хотели, к примеру, американцы в свое время разбомбить Ирак — и разбомбили, без всякого международного права. И даже атомной бомбы там, как оказалось, нет. И белый порошок в пробирке как был, так и оказался чепухой.
От активной обороны — к наступлению
Сегодня руководство Турции делает все, чтобы превратить Анкару в центр новой Османской империи.
ДО ЭТОГО НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ТУРЕЦКАЯ ПОЛИТИКА могла быть охарактеризована как активная оборона. Теперь эта политика наступательная и последовательно агрессивная. Внешнеполитическая риторика Анкары стала откровенно великодержавной и шовинистической. Военно-политическое наступление, которое она ведет, очень напоминает реваншизм Третьего рейха 30-х годов. Это сходство становится разительным, если проанализировать обращенные к европейской турецкой диаспоре заявления лидеров страны, словно списанные с текстов фюрера о «Фатерланде».
Милитаристский популизм, возведенный в ранг государственного приоритета, имеет свои законы. Вопрос, думаем, не в том, будет ли Турция напрямую вовлечена в региональные конфликты, например, в армяно-азербайджанский, как она вовлечена в сирийские события, но лишь в том, когда и в какой степени это произойдет.
И речь идет не только о нашем регионе. Новый виток конфликта вокруг Кипра, связанный с добычей газа в Восточном Средиземноморье, Турцией может быть воспринят как достаточный повод для войны. А дальше — продвижение турецких интересов в Северной Африке. Прекращение турецкой оккупации Северного Кипра в настоящее время исключено, и любые попытки мирового сообщества добиться этого вызовут силовую реакцию.
Сила — это закон
Есть очень простые принципы. Или ты придерживаешься международных правил, или нет. Каждый раз, когда эти правила нарушаются, они превращаются в пустой звук и происходит катастрофа.
ТУРЦИЯ ЭТО БЛЕСТЯЩЕ ДОКАЗАЛА, СТАВ ОДНИМ из главных заказчиков и организаторов гражданской войны в Сирии. До самого последнего времени мир был неуравновешен и однополярен. Когда у одного много силы, а другие не могут с этим ничего поделать. Все мерзости и глупости международной политики, все преступления и нарушения закона произошли в однополярном мире. Ливия. Ирак. Сирия. Югославия. Это однополярный мир. Потому что, если бы он был хотя бы двухполярным, то есть если бы был Советский Союз, не случилось бы трагедии ни в Югославии, ни в Ливии, ни в Сирии, ни в Ираке.
А если система неуравновешенна, нет баланса — одна сила что хочет, то и делает. И ее ничто не ограничивает, в том числе и закон. Потому что если очень хочется, то мы обойдем и ООН. Плевать мы на нее хотели. Вот Турция так и поступает, осуществляя прямую интервенцию в Сирии и на севере Ирака, открыто поддерживая террористов. Эта ситуация, как и любое беззаконие, чревата преступлениями, анархией, бедами для всех других, кто послабее. Кого захотят, того и ограбят. Того разделят. Того расчленят. Того ликвидируют.
Потому что сила — это закон! Вот принцип, которым руководствуется сегодня Турция. У меня есть сила — значит и законы я устанавливаю. Я считаю, что это так — значит это так. Нам все можно. И никто с этим ничего не может поделать.
Необходимы законы общежития
Однако Турция должна осознать, что этот мир уходит в прошлое. То, что можно было делать вчера, не обязательно можно делать и сегодня. Один из примеров — это Сирия и то, что происходит там в последнее время. Тот есть мир идет, хочет кто-то того или не хочет, к многополярности.
А МНОГОПОЛЯРНАЯ УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА ВВЕДЕТ правила, которые будут общими. И каждая сторона при равновесии будет стремиться к тому, чтобы общие правила соблюдались. Чтобы бесчинств и безобразий не было. Чтобы никто исходя из того, что у него есть сила, не мог делать все что захочет. Закон тем и отличается, что он одинаков для всех.
Человечество пришло к тому, что этим двуногим, которые считают себя царями природы, в рамках государства, королевства, царства необходимы законы. Если им законы не ввести и не обязать их исполнять, они съедят друг друга. И поэтому от беззакония джунглей стали переходить к государственным законам. А теперь человечество на пороге равновесия сил и уже почти готово перейти от международного беззакония к международным законам.
Человеческое общество должно выработать обязательные для всех законы общежития всех стран на земном шаре и найти инструменты, способные заставить любую страну соблюдать эти законы, чтобы ни одна из стран не посмела их нарушать. А нарушения закона будут определяться всеми, а не тем, что кто-то скажет: я считаю, что это должно быть так. Инструментом пока служит Организация Объединенных Наций. Может быть, найдут другой инструмент. В рамках ООН или вне. Но он будет выражать баланс всех сил и всех интересов всех стран в мире. И тогда не будет преимущества одной страны над другой из-за ее неограниченной силы и аппетита.
Лозунг Бендера пока актуален
Как говорят китайцы, даже самая длинная дорога начинается с первого шага. Первое, что необходимо и к чему идет мир, — это установление международного порядка.
ПОРЯДОК — ЭТО СОБЛЮДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАКОНОВ, которые принимаются всеми странами на базе равновесия сил с учетом интересов всех стран, а не определенной кучки. И к этому стремится многополярный мир.
Но это, к сожалению, дело будущего. А пока мы живем в этой действительности, когда Турция может демонстративно наплевать на призывы мирового сообщества и международные правила. Чувствовать себя супердержавой в однополярном регионе и говорить с позиции силы. Так что лозунг Остапа Бендера «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» остается пока актуальным.
