Логотип

ЭЧМИАДЗИН ВИДЕЛ И НЕ ТАКОЕ. ПЕРЕЖИВЕТ

Объявленная Пашиняном война Армянской Апостольской Церкви теоретически может завершиться либо живописным покаянием вождя, либо не менее живописным помещением его в сумасшедший дом.

Второй вариант представляет нам более вероятным, ибо у этой личности в большинстве случаев отсутствует хоть какое-то осознанное понимание того, что будет, если сделать так, и что — если сделать этак? Какая-нибудь внятная цель. Задача или сверхзадача. Так ведь нет этого. Ничего нет. Есть инстинкт фронтира — выстрелить первым. Все равно в кого и зачем. Обогнать всех. Хотя бы и в гонке по минному полю.

Попытаться не обращать внимания на то, что ничего не выходит, когда ничего не выходит. Пока все совсем не рухнет. После чего с уверенным выражением лица обвинить кого придется.

ВСЕ ПРИЛИЧИЯ ОТВАЛИЛИСЬ, КАК ГНИЛАЯ ШТУКАТУРКА, РАСТРЕСКАЛИСЬ, КАК ГРИМ, когда старая ведьма неосторожно расхохочется. Произведена удачная операция по удалению остатков морали и совести. Разделся, образно говоря, догола. С улыбкой человека, который привык, что ему все прощается. Не случайно, что граждане (и не только верующие) характеризуют его в неудобных для печати выражениях. Хорошо хоть кожа у Никола носорожья, а то расстроился бы человек — и кто бы тогда охранял нашу духовность, крышевал нравственные устои?

А на днях Пашинян высказал очередную абсурдную мысль, что Католикос Всех Армян Гарегин II якобы низложен, а «низложенный не может низлагать, поэтому отец Арам Асатрян может совершить литургию в Ованаванке, и я, как и в прошлое воскресенье буду участвовать в литургии в Ованаванке и в это воскресенье». Тонкий, однако, психолог это Никол. Вы не находите?

Нет, всячески поддержать лишенного сана Степу Асатряна ему нужно было непременно. Поощрение слугам Пашиняну так же необходимо, как канифоль смычку скрипача. Но публично поддерживать изгоя? Ведь, согласно Уставу Армянской Апостольской Церкви, любые действия того, кто лишен сана, в качестве священника фиктивны. Он не имеет права находиться среди духовенства, а тем более — подходить к алтарю, прикасаться к церковной утвари.

ПЕРВОПРЕСТОЛЬНЫЙ ЭЧМИАДЗИН НАКАНУНЕ ВЫСТУПИЛ С ЗАЯВЛЕНИЕМ, В КОТОРОМ ГОВОРИТСЯ: «Действия, совершаемые в Ованаванке и выдаваемые за религиозные обряды, являются святотатством и лишены  духовной силы. Все проведенные там церемонии недействительны, а сам храм подлежит повторному освящению».

А Степа между тем меняет замки на дверях церкви, ключ держит только у себя и никому не отдает, 29 октября проводит там церемонию венчания… Даже как-то неудобно критиковать Пашиняна и его «духовного адепта». Когда эта власть превратилась в сумасшедший дом, клятва Гиппократа «Не навреди» очень уместна, а критика, которая нервирует душевнобольных, неуместна совершенно.

Поведение Пашиняна и его верных слуг до такой степени играет на руку интересам дьявола, что даже не знаешь, как это понимать. Первая более или менее полная теория об отношениях человека с дьяволом возникла в IV веке в трудах Блаженного Августина. В его сочинениях впервые была высказана идея о том, что вмешательство дьявола является основной причиной впадения человека в грех и, соответственно, главным осуждением ведьм и колдунов.

Августин развил в своих сочинениях идеи епископа Лионского Иринея, который ввел во II веке само понятие дьявола в христианскую экзегезу. Августину принадлежала идея о том, что люди заключают союз с дьяволом или с его приспешниками, демонами, а из этого союза вырастают все их злодеяния.

Так заключен ли в рассматриваемом случае этот союз? Мы, кончено, при этом не присутствовали и, как говорится, свечку не держали, но очень многое свидетельствует о том, что союз этот все-таки заключен. Как справедливо говорят люди, «если Пашинян задумает сжечь Эчмиадзин, он это не задумываясь сделает».

А до этого, думаем, может приказать сжечь все имеющие отношение к христианству и истории Армении книги. История знает правителей, любящих подобные развлечения. Император Цинь Шихуанди, который был первым революционным основателем Китайского универсального государства, систематически конфисковывал и сжигал труды историков и философов, творивших до него, ибо боялся, что книги эти могут исказить проект его «реального Китая».

А халиф Омар в ответ на запрос одного из своих военачальников, только что захвативших Александрию и не знавших, что им делать с Александрийской библиотекой, сказал: «Если писания греков согласуются с Кораном, то они бесполезны и их хранить нечего; если же не согласуются, тогда они опасны и их тем более следует уничтожить». В итоге библиотека , которая собиралась в течение девятисот лет, была сожжена.

КАКОВА БЫ НИ БЫЛА ДОЛЯ ВЫМЫСЛА В ЭТИХ ЛЕГЕНДАХ ОБ ОМАРЕ И ЦИНЬ ШИХУАНДИ, сожжение книг в Мюнстере в 1534-1535 годах и по всей Германии после прихода к власти Гитлера — факты достоверные.

Впрочем, только сожжением книг Пашинян, конечно, не ограничится. Говорят, на днях в одном из марзов задержан и брошен в тюрьму лидер «Библейской преступной группировки». Гражданин Х  неоднократно попирал установленные Пашиняном нормы морали, а именно: нагло делился куском хлеба с ближним своим, бесстыдно почитал отца своего и мать свою и в особо циничной форме не желал лжесвидетельствовать.

Как бы там ни было, в воскресенье, как и было объявлено, Пашинян снова собирается присутствовать на «литургии» Степы Асатряна в Ованаванке. После провала в прошлое воскресенье, когда вместо обещанных 10 тысяч «верующих» у церкви собралось всего несколько сотен сектантов, на этот раз подготовительная работа идет вовсю.

Приведут своих сектентов и объявят их народом. Ведь фактически любую группу граждан, независимо от их количества и качества, власть может объявить народом и дать ей право так называться. В этом и состоит дамотехника. И тогда эта группа автоматически становится неприкасаемой и имеющей право выдвигать любые требования — ведь власть же объявила, что она не может противостоять народу.

Главное, чтобы эта массовка не продешевила. Дорого каждое яичко к пилатову дню. Ходят слухи, что каждому сектанту за участие в мероприятии обещают по 10 тысяч драмов. Думаем, они могут запросить по сто баксов, — ей-богу, с утра в воскресенье никто торговаться не станет. С другой стороны, настоящие деньги платят за способность к импровизации, так что работайте над собой, берите пример с окружения вождя.

И знаете, сограждане, что напоминают организуемые властью эти мероприятия? В свое время в Риме должен был состояться слет гомосектуалистов (а есть ли разница между геями и сектантами?). Церковь подняла большой шум. Папа Римский лично призывал не допустить позора и надругательства. Но гей-парад с песнями и барабанным боем все-таки прошел.

Потом праздник закончился. Шарики улетели в небо, геи разъехались по домам, мусор убрали, газеты взялись за другие темы. Прав оказался старый и мудрый Джулио Андреотти, пожизненный сенатор, перезанимавший в течение  20 лет все возможные высшие посты в итальянском правительстве. Глубоко верующий католик и убежденный противник гей-парада, он в тот момент, когда кипели страсти, сказал: «Успокойтесь. Рим видел и не такое. Переживет».

Так и наш Первопрестольный Святой Эчмиадзин. Мало он подвергался атакам слуг дьявола, антихристов и сектантов за свою историю? Так что организуемые Пашиняном «литургии» в Ованаванке — это мелочь. Эчмиадзин видел и не такое. Переживет.