когда совершался Геноцид армян
ЦЕЛОСТНАЯ ПРОГРАММА ДАЛЬНЕЙШИХ ДЕЙСТВИЙ
Изданный Союзом армян России и Армянским институтом международного права и политологии в Москве фундаментальный труд "Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Документы и комментарии", составителем, ответственным редактором, автором предисловия и комментария которого является доктор юридических наук, профессор Юрий Георгиевич БАРСЕГОВ, — выдающееся произведение историко-юридической мысли, подытоживающее все предшествовавшие исследования Геноцида армян в этой сфере и предопределяющее его новый уровень на многие годы вперед.
2 ТОМА (В 3 КНИГАХ, СВЫШЕ 2300 СТРАНИЦ) , вышедшие в 2002-2005 годах, содержат в себе свыше 1500 документов (публикуемых впервые, публикуемых впервые на русском языке, отредактированных с удивительной научной точностью и приведенных в полное соответствие с текстами архивных первоисточников) , разбитых на 7 важнейших разделов:
Раздел I. Общая международно-правовая основа ответственности за Геноцид.
Раздел II. Формы ответственности Оттоманской империи за частичное уничтожение армян как национальной группы (1876-1914).
Раздел III. Международное признание ответственности Турции за полное уничтожение армян как национальной группы (1915-1923) и обязательства мирового сообщества.
Раздел IV. Мнения экспертов по международному праву и Геноциду, заключения юридических органов, судебные решения, относящиеся к ответственности за Геноцид армян.
Раздел V. Политическая история Армянского вопроса: покровители, пособники и соучастники преступления.
Раздел VI. Новый этап признаний как условие реализации ответственности за Геноцид.
2-я книга 2-го тома содержит подробнейший высокопрофессиональный комментарий к каждому разделу и отдельным документам, которому предпосланы Предварительные замечания (из которых мы предлагаем читателям "ГА" главу "Когда совершался Геноцид армян".)
Заключает труд раздел VII "Выводы и рекомендации" — важнейший во всем издании, он содержит в себе законченную целостную программу дальнейших правовых действий и их обоснований по привлечению к ответственности организатора Геноцида — Турцию.
"ГА" ЕЩЕ НЕ РАЗ БУДЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К СБОРНИКУ, составленному профессором Барсеговым, без которого любой серьезный разговор о правовом аспекте проблемы Геноцида отныне немыслим. Мы надеемся также, что и в дальнейшем будем получать от Юрия Георгиевича статьи, написанные специально для читателей "ГА", как полученная буквально на днях статья "О путях и средствах решения вопроса ответственности за Геноцид армян".
Установление времени совершения арменоцида имеет чрезвычайно важное значение для правильной юридической квалификации этого преступления. В отличие от ординарного уголовного преступления, виновником которого является отдельное лицо или небольшая группа лиц, установление времени совершения такого международного преступления, как геноцид, связано с определенными трудностями. Они вызываются не только сложным составом этого преступления, имеющего различные формы и вдохновляемого, как правило, государством с привлечением больших масс людей — армии, полиции, населения господствующей или преобладающей национальности. Реализация поставленной цели уничтожения целого народа, этнической либо религиозной группы как таковой — протяженный во времени процесс, который выражается как в активных разрушительных операциях, так и в подготовительных, и завершающих мерах.
Геноцид армян выделяется из всех известных подобных случаев своей длительностью. Преступление Геноцида в смысле определения, существовавшего в международном праве и зафиксированного в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, совершалось около полувека в два этапа: 1876-1914гг. и 1915-1923гг. , т. е. с 1876 по 1923гг.
Для 1876-1914гг. характерна относительная ограниченность мер прямого физического уничтожения армянского населения. Разрушение армянской национальной группы как таковой осуществлялось в форме систематических повсеместных одиночных убийств армян, их пауперизации, государственного терроризма, целью которого была организация массового исхода населения и изменение демографического облика армянских земель. Именно поэтому объектом Геноцида в этот период была та часть армянского населения, которая обеспечивала деторождение — в первую очередь убивали молодых мужчин и женщин, а детей, если их не постигала участь родителей, насильственно передавали в турецкую национальную группу. Эти меры сочетались с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство. В Сасуне, Зейтуне, Урфе, Ване, Эгине, Трапезунде, Дерджане, Баберде, Ерзнка, Кеги, Чарсанджаке, Багеше, Эрзеруме, Диарбекире, Себастии, в самой столице — Константинополе, в Адане и ряде других мест в 1876-1914гг. было убито 300 тыс. армян. С помощью политики устрашения турецкие власти добились массового исхода, сотни тысяч армян уже тогда вынуждены были покинуть родину.
Согласно определению, принятому Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, это был "частичный геноцид". Он подготовил условия для "окончательного решения" — поголовного и повсеместного уничтожения армян.
Стереотип определения "Геноцид 1915 года" имеет целью скрыть тот факт, что и в период до Первой мировой войны действия турецкого государства рассматривались международным сообществом как посягательство на безопасность армянского народа, как стремление уничтожить его в качестве национальной группы и что именно тогда предпринимались первые и до последнего времени единственные во всей истории этого вида преступления попытки международного гуманитарного вмешательства с целью пресечь массовую резню, обеспечить безопасность и предотвратить уничтожение целого народа.
Опасаясь международно-правовых последствий установления ответственности турецкого государства за Геноцид армян, все правительства Турции по сей день активно противодействуют признанию факта совершения этого преступления.
Центральное место в усилиях, предпринимаемых с целью отрицания совершенного преступления, занимают меры, направленные на недопущение адекватной международно-правовой его оценки.
Одним из методов не только злостной фальсификации истории Геноцида армян, но и его полного отрицания стало сознательное искажение временных рамок действий, подпадающих под состав этого преступления. Современных его апологетов устраивает, чтобы в наше время, говоря о Геноциде армян, ограничивались хронологическими рамками событий Первой мировой войны, отождествляя тем самым Геноцид армян с мерами, вызванными якобы обстоятельствами военного времени и "агрессией" России против Турции.
Скрывая, когда в действительности началось это преступление и когда оно было завершено, те, кто его оправдывает, стремятся создать и утвердить удобное, но абсолютно ложное стереотипное клише "печальных событий 1915 года". Такая временная привязка совершенного преступления устраивает тех, кто стремится опровергнуть сам факт Геноцида армян вообще. Расчет предельно прост: при отсечении первых четырех десятилетий начала Геноцида армян, т. е. всех преступлений, которые предшествовали событиям Первой мировой войны, как и преступлений, совершенных в послевоенный период, т. е. в 1918-1923гг. , действия тогдашнего младотурецкого правительства Оттоманской империи толкуются как необычное и временное явление, вызванное чрезвычайными условиями военного времени.
Представляя действия турецкого правительства, направленные на физическое уничтожение армянского народа на его исторической родине, как временное переселение — вынужденную меру, вызванную якобы "предательством" армян в пользу "русского агрессора", турецкие политики возражают против оценки этих действий как преступления геноцида, а вину за имевшие место "трагические последствия" возлагают на самих армян. Ограничивая события, связанные с полувековым процессом Геноцида, 1915 годом, и грубо искажая характер преступных действий турецкого правительства, они рассчитывают достичь главной цели — выгородить не только современное государство — Турецкую Республику, созданную Кемалем Ататюрком, но и Оттоманскую империю от ответственности за совершенное преступление.
Принятие 1923 года за время завершения Геноцида, равно как и 1876-го — за его начало, весьма относительно. Эта датировка означает лишь время, когда осуществлялось преднамеренное прямое физическое уничтожение армян методами массовой резни и создания условий для их физического уничтожения посредством так называемых временных депортаций.
Реально же действие преднамеренно созданных условий для разрушения армянской национальной группы как таковой продолжалось и в период постгеноцида, и в какой-то мере продолжается по сей день.
В этой связи нельзя не обратить внимание, например, на документы, свидетельствующие не только о запрете правительством Турецкой Республики репатриации выживших беженцев, но и о продолжении экспатриации армян.
Можно было бы также отметить аналогичное поведение азербайджанского союзника, который в условиях советского режима "по решению ЦИК Азербайджана" отказал армянам, бежавшим из Нахиджевана, спасаясь от резни, в праве на возвращение в свои дома и продолжал политику этнических чисток в Карабахе. Акцией такого рода была и операция "Кольцо", осуществленная при поддержке советских войск в 1991г.
Более того, отказ Турции признать Геноцид армян и подвести под прошлым цивилизованную черту на основе международного права позволяет утверждать, что в более широком смысле Геноцид армян продолжается и сейчас.
Из самого определения геноцида как действий, направленных на разрушение целиком или частично национальной, этнической или религиозной группы, следует, что это преступление совершается в расчете на длительность его последствий. Следовательно, время его совершения не может ограничиваться временем, когда предпринимались такие действия, как убийство членов группы, причинение им телесных повреждений, передачи детей из одной национальной группы в другую. Оно должно включать и время действия последствий этих преступлений.
Включение в состав преступлений геноцида такого элемента, как "создание условий", предполагает не только депортацию, лишение этнической группы ее национальной территории и т. п. , но и последствия всех действий, составляющих это преступление.
До тех пор пока государство, осуществившее Геноцид, не признает факт его совершения и не предпримет в сотрудничестве с международным сообществом всех необходимых мер по устранению последствий этого преступления, оно продолжается. Следовательно, хотя в Западной Армении резня армян и прочие действия из состава преступления Геноцида прекратились в 1923г. (некого было больше резать) , можно с полным основанием говорить, что последствия Геноцида армян не ликвидированы, созданные турецким государством условия для разрушения армянской национальной группы в Западной Армении все еще действуют, а потому Геноцид продолжается и к нему применимы все действующие в настоящее время нормативно-правовые положения.
Пространственные параметры Геноцида армян
В отличие от геноцида евреев, совершенного на территории Германии и на оккупированных в период Второй мировой войны территориях европейских государств, Геноцид армян совершался на их исторической родине — на территории, которую армяне населяли тысячелетиями. В то время Армения территориально была разделена между тремя государствами: Оттоманской империей, Российской империей и Персией.
На первой стадии Геноцид осуществлялся только в отношении армянского населения на территории исторической Армении в пределах государственных границ Оттоманской империи. Геноцид в виде локальной массовой резни и повсеместных систематических убийств отдельных лиц или небольших групп имел место в 1876-1914гг. в условиях международного мира. Поэтому Оттоманская империя должна была считаться с государственными границами, ставившими предел произволу ее властей. Соответственно, международно-правовые акты, направленные на обеспечение безопасности армянского народа, локализовались армянскими вилайетами Оттоманской империи.
Вторая стадия Геноцида в виде поголовного и повсеместного уничтожения армянского народа как такового осуществлялась в 1915-1923гг. в условиях Первой мировой войны.
Как уже отмечалось выше, Турция вступила в нее для реализации своих планов пантюркистской экспансии, которые предполагали ликвидацию армянского этнического клина. В качестве составной части этой экспансионистской программы турецкое правительство приступило к осуществлению тщательно разработанного плана "окончательного решения" Армянского вопроса путем полного физического уничтожения армянского народа не только в пределах государственных границ Оттоманской империи, но и за ее пределами — в ходе двух вторжений турецкой армии в Восточную (российскую) Армению — при младотурецком правительстве в 1918г. и при кемалистском в 1920г. Геноциду подверглось население Карсской области, Джавахка (Ахалкалаки) , Сурмалу, Шахтахты, Гюмри (Александрополя) , Нахиджевана, Зангезура, Карабаха. Эта стадия Геноцида армян осуществлялась турецким государством с 1915 по 1923гг. при всех последовательно сменявшихся политических режимах.