Логотип

МАСТЕРА СКВЕРНЫ

ПО СООБЩЕНИЮ КИПРСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА IN-CYPRUS, в своем заявлении религиозные лидеры расценили случившееся как «злоупотребление, неуважение и осквернение культовых и мемориальных сооружений на Кипре — независимо от религии, вероучения и вероисповедания». Высказано требование, чтобы такие места независимо от того, используются они сегодня или нет, были должным образом защищены от вандализма и неподобающего использования.

«Неуважение к местам религиозного отправления и к местам захоронений причиняет страдания, формирует недоверие и становится препятствием для мирного сосуществования» — говорится в заявлении.

 МАСТЕРА СКВЕРНЫ 1Там, где ступала нога турка, трава не растет (болгарская поговорка)

Причина столь откровенно хамского поведения, вызвавшего возмущение религиозных лидеров, станет, наверное, понятна (однако ни в коей степени не приемлема), если принять во внимание, что монастырь Сурб Магар расположен в горах Пентадактилос, на территории так называемой Турецкой Республики Северного Кипра, возникшей после турецкого вторжения на Кипр в июле-августе 1974 года и до сих пор не признанной ни одним государством мира. Кроме, понятное дело, самòй Турции.

ВСЕМ НЕ ОДНО СТОЛЕТИЕ ИЗВЕСТНО, КАКИЕ ТУРКИ МАСТЕРА вымарывать, уничтожать, осквернять, бессовестно присваивать то, к чему не имеют никакого отношения. Пляски на костях — это же так по-турецки. В данном аспекте не стал исключением и многострадальный Сурб Магар.

Одним из наиболее трагических последствий турецкого вторжения 1974 года и последующей незаконной оккупации 36,2% территории Республики Кипр является насильственное и систематическое уничтожение культурного и религиозного наследия в оккупированных районах, констатирует информационно-аналитический ресурс Nika News.

«Сотни исторических и религиозных памятников в различных оккупированных районах были разграблены и разрушены, — сообщает агентство. — Были проведены незаконные «раскопки», похищены культурные ценности из музеев и частных коллекций и проданы за рубеж. Более 550 греческих православных церквей, часовен и монастырей, расположенных в городах и селах оккупированных районов, были разграблены, преднамеренно осквернены и в некоторых случаях разрушены. Многие христианские места поклонения были преобразованы в мечети, склады турецкой армии, скотобойни и сеновалы. Этот факт ясно свидетельствует о том, что религиозное наследие в оккупированных районах является целью оккупационного режима в рамках его политики по искоренению культурного характера этого района. Кроме того, важные культурные памятники и места поклонения по-прежнему остаются полностью недоступными, поскольку они находятся в военных зонах турецкой оккупационной армии».

По оценке правоохранительных органов Кипра, с 1974 года более 60000 культурных артефактов были незаконно перемещены в различные страны мира. Наиболее значительные и ценные (точнее, бесценные) иконы попали в собственность аукционных домов и были незаконно проданы арт-дилерами за рубежом. При этом вандализм не ограничивается памятниками, принадлежащими Кипрской Православной Церкви, но также распространяется на религиозные памятники, принадлежащие Армянской, Маронитской и Католической церквам Кипра, Православному патриархату Иерусалима.

 МАСТЕРА СКВЕРНЫ 2Памяти святого подвижника

Основанный в начале XI века монастырь Сурб Магар в то время принадлежал Коптской Православной Церкви. Он был посвящен христианскому святому аскету, писателю, монаху и священнику Макарию Александрийскому (295-395), который почитается в Православной, Католической и Коптской церквах. Предположительно в начале XV века монастырь был передан армянской общине Кипра.

ЗА СВОЮ ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ СУРБ МАГАР БЫЛ НЕ ТОЛЬКО собственно монастырем, но и школой, где обучались воспитанники семинарии «Мелконян» и скауты, и гостевым домом для паломников. Особенно многолюдно здесь бывало 8 декабря, когда Католическая церковь отмечает День памяти Св. Макария; приезжали и туристы из-за рубежа.

В конце XIX века здесь нашли приют армянские беженцы, спасавшиеся от погромов, инициированных султаном Абдул-Гамидом II в середине 1890-х годов. По его прямому указанию в 1894-1896 гг. в Восточной Анатолии и других регионах Османской империи произошли массовые убийства христианского населения, в первую очередь — армянского. Общее число жертв которых исчисляется в пределах 80-300 тыс. чел.

После турецкого вторжения на Кипр армянская община больше не могла удерживать Сурб Магар в своем владении, вследствие чего он неоднократно подвергался разграблению и пришел в упадок. В последние годы власти самозваной ТРСК несколько раз намеревались превратить заброшенный монастырь в отель, чтобы и денежку заработать, и от армянского присутствия избавиться. Но это им пока, к счастью, не удается.

Армяне Кипра стараются не допустить полного уничтожения монастыря. Ведь Сурб Магар — единственный армянский монастырь на острове. И наряду с церковью Девы Марии в оккупированной части Никосии это самый значимый армянский церковный памятник на острове. Армянская община организует паломничества к монастырю. Первое паломничество, впервые после 33 лет оккупации, прошло в мае 2007 года. Тогда монастырь посетили около 150 армян-киприотов, некоторые из них приехали по этому случаю из-за рубежа. В 2008 и 2019 годах Сурб Магар посетил Католикос Великого Дома Киликийского Арам I.

«Реконструкция монастыря наталкивается на финансовые трудности, на которые постоянно ссылаются местные власти. Сегодня там практически ничего не осталось. И главная проблема, которая нас крайне беспокоит, — как сохранить хотя бы то, что есть на данный момент», — говорит руководитель армянской общины Кипра Варткес Махтесян.