Любопытную историю довелось услышать из уст гражданина Арутюна Зулумяна. С лета прошлого года он пытается обратить внимание самых высоких отечественных инстанций на свои проблемы. Дело, правда, щекотливое, потому что есть вещи, которые трудно доказать. Поэтому, не пересказывая всех подробностей, отмечу зафиксированное в документах и судебных решениях.
Всем, всем, всем!. .
До июля г-н Зулумян жил относительно спокойной жизнью, насколько она вообще может быть спокойной в наше щедрое на стрессы время. Но 10 июля 2006 года произошло нечто из ряда вон выходящее, после чего посыпались петиции по всем адресам за исключением разве что генсека ООН и мавзолея Ленина.
Кратко суть жалоб состояла в том, что в тот знаменательный день два сотрудника столичного управления Полиции РА (А. Б. и А. М.) вошли в квартиру жалобщика, безо всяких объяснений увезли его "в участок", там путем угроз, шантажа и даже рукоприкладства заставили подписать некую бумагу, согласно которой Зулумян якобы "завладел обманным путем" суммой в 400 тыс. российских рублей, принадлежащей Ваге Симоняну. Чтобы оказаться на свободе, Зулумян подписал обязательство о возвращении суммы 13 июля, потом вышел и принялся писать всем, прося защиты от произвола. Письма спускались в полицию, оттуда сообщали, что заявление рассматривается, сигналы проверяются (ответ начальника штаба Полиции РА Э. Казаряна от 12. 10. 2006г.). Кроме того, начальник городского управления полиции Н. Назарян (05. 09. 2006г.) и заместитель прокурора Еревана Т. Джндоян (06. 09. 2006г.) уведомляли жалобщика, что сотрудники полиции действовали в соответствии с требованиями письма-поручения, полученного от коллег из Щукинского ОВД г. Москвы. Так что версия о незаконных действиях (делает вывод Назарян) не подтверждается.
Зулумян продолжал жаловаться, давать разъяснения в штабе Полиции РА, а неприятности для него только начинались, ибо подписанная бумага (не пропадать же добру?) оказалась в суде, где Зулумяна вежливо, но твердо попросили выполнить долговые обязательства перед Симоняном.
Две правды в двух инстанциях
В суде I инстанции ереванских общин Кентрон и Норк-Мараш А. Зулумяну не удалось выложить свои доводы. Так уж получалось, что извещения, посланные судьей Р. Нерсисяном, оба раза доходили до Зулумяна много позже назначенного часа заседания. Так что дело рассмотрели без ответчика.
В решении, кстати, ни слова не написано о том, был или не был ответчик на суде. Обычно указывают, что уведомленный надлежащим образом ответчик не явился и разбираться пришлось без него. . . Разобрались быстро и обязали Зулумяна выплатить 400 тыс. рублей ($15 тысяч) Симоняу по этой самой бумаге, появившейся на свет усилиями сотрудников полиции.
В Апелляционном суде (Т. Саакян, Н. Овсепян, Т. Мукучян) ответчик выступил, а фигурирующее в деле "долговое обязательство" было проанализировано самым тщательнейшим образом. Судьи обратили внимание на целый ряд странных деталей, связанных с сутью и происхождением "обязательства". В документе не указано, что ответчик получил от истца деньги, не названа дата получения суммы. Более того, обязательство дано сотруднику полиции А. Б. , которому Зулумян ничего не должен. Эти нюансы (несоблюдение правовых норм письменного обязательства) превращают вышеуказанный документ в ничто.
Кроме того, судьи отметили, что в документе указано "обманом завладел суммой", что является признаком уголовного деяния, но об уголовном преследовании "обманщика" речи почему-то нет. . .
Сердечный привет из Щукино
Суд не углубился далее в "родословную" долгового обязательства, но в процессе разбирательства обнаружил и не мог не отметить в решении замечательную деталь, связанную с претензиями к "нехорошему человеку" Зулумяну. В ответ на его жалобы о произволе со стороны оперуполномоченных (заставивших подписать бумагу и даже, по словам Зулумяна, предлагавших принести "должок" им с последующей передачей Симоняну) из полиции и прокуратуры уверяли, что опера действовали по поручению коллег из Щукинского ОВД г. Москвы, заинтересовавшихся Зулумяном. Так что ты бы помалкивал. . .
Однако на запрос адвоката Н. Саркисян из Москвы поступило письмо, где черным по белому сказано, что "в отношении гр. Зулумяна Арутюна Византьевича уголовное дело не возбуждалось. Запрос по месту жительства Зулумяна А. В. не направлялся". И подпись: начальник ОВД района Щукино УВД СЗАО г. Москвы А. В. Коржук.
Вот такие страсти. Выходит, липа все это, с письмом-поручением коллег из Щукино. Но ведь официальные лица из полиции (Н. Назарян) и прокуратуры (Т. Джндоян) заверяли жалобщика, что есть. . . Значит, и их подставили? А если так, почему до сих пор не разобрались с не в меру ретивыми оперуполномоченными, совершающими действия, к которым их никто не уполномочивал. . .Апелляционный суд разнес в пух и прах "долговое обязательство", приобретенное с нарушениями закона, и иск был отклонен. Решение II инстанции по гражданским делам ныне вступает в законную силу с момента оглашения. Однако истец обратился с кассационной жалобой, Кассационный суд РА принял ее к рассмотрению, и стороны еще раз скрестят шпаги вокруг документа, появившегося на свет "в участке" в результате то ли действий, то ли деяний группы лиц, начинавшихся с фразы: "Откройте! Полиция. . . "А как же полиция?
Служебное расследование по сигналам Зулумяна все еще продолжается.
Супруги Зулумяны 31 января давали там разъяснения. Я не буду пересказывать подробностей, рассказанных в редакции жалобщиком, ибо уважаю презумпцию невиновности. Замечу лишь, что о расследовании проинформировано руководство Полиции РА. И о его результатах г-на Зулумяна обязательно известят, а он обещал поделиться новостями с редакцией.
Вообще-то не мешало бы потом и г-ну А. В. Коржуку, от имени которого разворачивались события, написать. Наверняка стоит написать.
Остается только дождаться результатов. А уже о чем придется писать: об "оборотнях в погонах", "превышении служебных полномочий", "неполном служебном соответствии" или просто "ошибочка вышла" — покажет время. Кстати, предвыборное.
P. S. Нельзя ли там в этом "обязательстве" приписать, что г-н Зулумян и мне задолжал? Хотя бы тысяч 5 "зелененьких". . .