Прямо и не знаю, с чего начать. Потому что мы — на пороге президентских выборов и все внимание теперь им. Стоит ли на фоне повышенной бдительности просвещенных европейских снобов от демократии ворошить историю выборов мэра отдаленного от армянской столицы города Иджевана? То-то порадуются свои и чужие недоброжелатели. Но о проблемах, конечно, говорить нужно и разбираться во всем совместными усилиями.
Теперь о букете
Досрочные выборы градоначальника в Иджеване состоялись 16 декабря 2007 года. Не знаю, вручали ли победившему кандидату Варужану Нерсисяну букеты цветов, но, по мнению его главного соперника Камо Маркосяна, в ходе избирательной кампании был зафиксирован такой "букет" различного рода нарушений, который однозначно обесценивает набранные Нерсисяном голоса и превращает победу в фарс под ширмой "свободных и справедливых" выборов.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОПИСАТЬ "БУКЕТ", отмечу, что досрочные выборы в Иджеване (и некоторых других общинах) проводились по рекомендации и решению правительства, чтобы избежать их совпадения с президентскими выборами. А поэтому действующий мэр, все тот же В. Нерсисян, ушел в отставку и с 20 ноября не являлся более городским главой. Но ушел он не насовсем, а с планами вернуться в привычное кресло, на которое претендовали еще два кандидата.
До, во время и после
Как уже отмечалось, один из соперников оспаривает результаты выборов и дело слушается в Административном суде под председательством Рузанны Акопян. Кроме нее в мантиях еще четверо судей, и хотя Административный суд — новое звено в бесконечном калейдоскопе судебно-правовой реформы, но судьи здесь подобрались опытные, лица все больше знакомые. . .
ОДНАКО ПЕРЕЙДЕМ К СУТИ ДЕЛА И ПЕРЕЧИСЛИМ ПРЕТЕНЗИИ бывшего кандидата в мэры Камо Маркосяна, убежденного в том, что до, во время и после голосования были допущены грубые нарушения Избирательного кодекса, в силу чего решение избиркома об избрании В. Нерсисяна и выборы от 16 декабря следует признать недействительными.
Позицию истца представили адвокаты Наира Хачатрян и Заруи Даниелян. Изложим ее по возможности кратко. Итак, еще до начала избирательной кампании отставной мэр Нерсисян развил бурную деятельность. В эфире телестудии "Иджеван" прокручивался ролик, где граждане уверяли, что непременно изберут Нерсисяна, марзпет Тавуша А. Гуларян на совещании продолжал обращаться к Нерсисяну как к мэру, в публикации в газете "Айастани Анрапетутюн" он также был назван мэром Иджевана, продолжал уже в ходе избирательной кампании пользоваться двумя служебными машинами. Об этих и других фактах кандидат Маркосян сигнализировал в избирком округа N41, предлагая вывести Нерсисяна за нарушения из списка претендентов, но тщетно.
В день выборов, по версии истца, на доверенных лиц кандидатов Маркосяна и Айказа Алавердяна оказывалось давление членами комиссий и доверенными лицами Нерсисяна, что не позволило им проследить в должной степени за ходом голосования и подсчетом голосов. Замечания в регистрационный журнал не заносились. Более того, подписи в двух протоколах, составленных избиркомом, явно сомнительны, ибо невооруженным глазом видно, что под одними и теми же фамилиями стоят разные подписи. . .
Короче, истцы считали, что нарушения отразились на результатах и решение избиркома надо отменять.
Избирком убежден в обратном
Ответчиком по иску выступил председатель избиркома 41-го округа Смбат Гаспарян, а в качестве третьей стороны фигурирует Варужан Нерсисян, чью легитимность в должности мэра оспаривает соперник.
САМО НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ ГАСПАРЯНА ВЫГЛЯДЕЛО НЕСКОЛЬКО СТРАННЫМ, ибо он, сославшись на проблемы со зрением, не хотел зачитывать свои доводы и намеревался переложить эту миссию на кого-то другого. Прошу прощения, но если проблемы со зрением столь серьезны, то функции председателя окружного избиркома выглядят в данном случае обременительными, ибо человек может и не заметить, что те же люди ставят разные подписи. И вообще может завязнуть в столбиках чисел, за которые отвечает. . .
Гаспарян, ограничившийся краткой устной речью, был, впрочем, весьма позитивного мнения о прошедших выборах. И отметал почти все аргументы истцов, деликатно обходя некоторые. Получалось, что никаких существенных нарушений не было. Служебными машинами бывший мэр не пользовался, во время фестиваля "Крунк" действующим мэром его назвали и пригласили на сцену дикторы, так что человек не виноват, и это — не пропаганда. В газете "Айастани Анрапетутюн" действующим мэром его назвали марзпет и журналист, так что человек не виноват. По телестудии "Иджеван" граждане, обещавшие непременно выбрать Нерсисяна, не агитировали за него, а это был просто социологический опрос. Так что человек не виноват и т. д.
Может ли теща работать в избиркоме?
Насчет тещи я не знаю. А насчет остальных родственников какого-либо запрета в Избирательном кодексе нет. И в Иджеване сложилась любопытная ситуация во всех 7 участках округа. Истцы подчеркнули, что в участковых комиссиях работали два с половиной десятка людей, тесно связанных с Нерсисяном либо родственными (брат, свояченица и проч.) , либо административными (сотрудники и близкая родня сотрудников мэрии) узами. . .
САМ НЕРСИСЯН НА СУДЕ ПОСЕТОВАЛ, что у него родня большая, так что ничего плохого в этом нет. Конечно, нет. Я бы на его месте прибавил, что в супердемократической Америке Буш победил во второй раз за счет штата Флорида, где губернатором сидел родной брат Буша. Так что в Иджеване все по последней демократической моде.
Но, с другой стороны, при таком засилье в комиссиях "болельщиков" одного кандидата претензии проигравшего кандидата о том, что в ходе голосования жалобы в журналах не фиксировались с интонацией "что захотим, то и сделаем", не выглядят беспочвенными.
Кстати, при пересчете голосов разница между первым и вторым местом, составляющая около 400 голосов, сократилась примерно на сотню. Кстати, по итогам иджеванских выборов Особым следственным управлением возбуждены два уголовных дела по статьям 149 ("Препятствие осуществлению избирательного права. . . ") и 150 ("Фальсификация результатов выборов или голосования") УК РА. Следствие продолжается, и, честно говоря, мне не совсем понятна оторванность гражданского дела от уголовного. Допустим Административный суд решит в ту или иную пользу, а завтра следствие и другой суд придут к диаметрально противоположным выводам. Что тогда? Кому хлопать? И не сплетем ли мы таким образом еще один букет? Теперь для судей. . .
Иджеван и остальная Армения
Иджеван Иджеваном, а все мы, конечно, зациклились на предстоящей борьбе за президентское кресло, особенно политики, которые изощряются в клятвах о своей верности "прозрачным, свободным и справедливым" выборам. Клясться мы все, конечно, умеем, а дальше начинаем действовать по принципу "цель оправдывает средства" и стремимся к победе любой ценой.
МЕЖДУ ТЕМ, ЕСЛИ Б К ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ КЛЯТВАМ ПРИБАВИТЬ НЕМНОГО ДЕЛА, разобраться в том, кто победил, было бы полегче. Возьмем тот же Иджеван и всего-навсего 7 имеющихся там участков. Вот если б наши местные политики (которым на словах "обидно за державу", где фальсифицируют выборы) приехали бы в день выборов в Иджеван и отследили ситуацию в качестве наблюдателей каждый на одном из участков. . . Представляете, что случилось бы с провинциальным избирателем, увидевшим бдящих за урной живых Гегамяна, Манукяна, Демирчяна и других? Может быть, тогда Нерсисян получил бы на участке, где возглавлял комиссию его родной брат, не столько голосов, сколько получил? И легитимность иджеванского мэра не оказалась бы приправленной букетом претензий. . .
Нетрадиционно, скажете? Ну и что? Подобная нетрадиционность гораздо лучше всякой иной. . . А потом, глядишь, наезд столичных политических "зубров" на провинциальные выборы стал бы традицией, и где-нибудь в Гаваре или Горисе перестали бы надеяться на тещ, заседающих в избирательных комиссиях. . .
Очередное заседание по иджеванскому иску состоится во вторник, 22 января.