Логотип

УРОКИ КАРАКЛИСА

Мы привыкли перечислять судьбоносные для армян три майских сражения 1918 года в одной обойме: Сардарапат, Баш-Апаран, Караклис. . . Они заложили Первую Республику, а значит — Вторую и Третью. Но только в годы Третьей появилась политическая возможность воздать должное героям мая 1918-го и попытаться проанализировать и восстановить все штрихи эпохи. Пожалуй, больше и лучше изучены Сардарапат и Баш-Апаран. Караклису уделено меньше внимания — поражение все-таки. Но какое! В вышедшей на днях книге кандидатов исторических наук, депутата НС Виктора ДАЛЛАКЯНА и Армена МАРУКЯНА "Героическое сражение Караклиса 1918 года" собрано большое количество материалов, дающих представление о событиях 90-летней давности.
Особую ценность представляют прежде всего телеграммы, донесения, приказы, рапорты, доклады высокопоставленных офицеров (начиная с командира Армянского корпуса Ф. Назарбекова) , содержащие подробную информацию о политической обстановке и боевых действиях на данном участке в условиях неожиданного наступления турок, нарушивших 15 мая перемирие. Приводятся также воспоминания других участников битвы, очевидцев, сообщения прессы того времени, отрывки из исследований историков, есть несколько карт с динамикой сражения.
Книга вышла под редакцией заведующего отделом Института истории НАН РА Владимира Казахецяна при спонсорстве депутата НС Карена Карапетяна. Авторы предварили сборник статьей, в которой деликатно, без категоричных оценок выразили свою позицию о собранных материалах и сражении, приглашая тем самым читателя вникнуть в документы эпохи и сделать свои выводы. Задача, кстати, не из легких.
Читая, узнаешь много нового, даже если до этого имел достаточное представление. Многому поражаешься и с запоздалой жутью осознаешь: а ведь действительно, в 1918-м, когда нас предали все на свете, начиная с Антанты, когда по большевистскому декрету о мире русские войска ушли, оголив фронт, грузины и кавказские татары решали свои проблемы, когда в Тифлисе татары в ожидании прихода братьев-турок принялись носить красные фески и приглядываться к богатству армян, когда татары Ереванской губернии, сколотив бандитские шайки, промышляли убийствами и грабежами армян, когда молокане из русских селений с вступлением турок принимали турецкое подданство и препятствовали военным действиям армян, когда среди армянского населения и в рядах армянских военнослужащих нарастали паника и дезертирство, — армянская история, казалось, была уже мертва. Нас полностью лишали земли, которую разделили бы потом на троих, может, и Ирану что-то обломилось бы. Но всему этому помешали три сражения — два победных и Караклис.
В Караклисе все складывалось не так. Во-первых, там находились переведенные из Карса 3 тысячи турецких военнопленных. Чтобы не "провоцировать" турок на нападение для освобождения соплеменников, армяне. . . выпустили пленных на все четыре стороны. Эти "благодарные" арестанты не только влились в войска Эсад-паши, но и, прекрасно зная местность, оказали неоценимую помощь в битве, а потом после захвата Караклиса отличились неописуемыми зверствами по отношению к беззащитным женщинам и детям (всего было убито около 7 тысяч армян).
После захвата турками Александрополя было принято решение остановить их продвижение у Караклиса. Армянскими частями командовал полковник Бей-Мамиконян, не имевший особых заслуг и военных талантов, а также авторитета в офицерских кругах. 24 мая после донесения генерала М. Силикова об успехе в Баш-Апаране и Сардарапате Бей-Мамиконян входит и укрепляется в Караклисе. 25 и 26 мая бои складываются благоприятно для армян. И это сковывает турецкие части, помогая развить успех под Сардарапатом. Турки, перегруппировав силы, начинают 27 мая обходной маневр с флангов. И здесь (доклад Ф. Назарбекова от 14 апреля 1919г.) "Андраник, занимая выгодные позиции, безовдальские горы и Джелал-Оглы, не оказал туркам достаточного сопротивления и, очистив эти пункты, поставил в тяжелое положение Караклисский отряд". Поручик Б. Егиазарян-Норкский описывает действия Андраника с отрядом в 3500 бойцов без обиняков: "На предложение полковника Бей-Мамиконяна атаковать турок фланговым ударом Андраник ограничивается следующим заявлением: "Мне известен Вардан Мамиконян, а Бей-Мамиконяна я не знаю и знать не хочу".
Еще два дня армянские части ведут бои по затухающей, фактически в окружении, потом, как могут, пробиваются. Некоторые, поверив туркам, сдаются (учитывая объявленное перемирие) , но принимают уже без оружия жестокую смерть — вырезали и сожгли.
Аветис Агаронян в своей оценке сражения приводит также свидетельство участника боев Гарегина Нжде. Несколько раз упоминается о том, как ждали и не дождались Андраника. Как геройски погиб капитан Гурген Мовсисянц, командир одной из батарей. С какими трудностями герои-солдаты вынесли гроб с его телом, пробиваясь из окружения, и предали земле в Дилижане.
Нжде, касаясь вышедших потом в Париже воспоминаний Андраника, резко отзывается о них в части Караклиса, считая, что полководец пытается оправдать свои действия, когда пишет о невмешательстве, потому что "на второй день утром сражавшиеся армяне покинули позиции". Нжде недоумевает относительно источника подобной информации у Андраника, подчеркивая 4 дня боевых действий. Что касается Агароняна, то он в своих заметках задается вопросом о том, что все-таки делал Андраник с 19 по 30 мая, и надеется, что будущие историки беспристрастно ответят на этот вопрос.
Вышедший в свет сборник материалов о Караклисском сражении позволяет составить о многом мнение из первоисточников. В нем наряду с героическими страницами есть немало фактов трусости, дезертирства, беспечности и просто глупости в армянских боевых порядках. Тем не менее нельзя не учитывать катастрофическую политическую ситуацию в регионе и полнейшее политическое одиночество армян, не имеющих еще своей государственности. Даже в таких условиях мы выстояли и заставили турок считаться с нами. При подписании мирного договора 1 июня 1918 года главнокомандующий турок Вехиб-паша особо отметил блестящие действия солдат-армян у Караклиса. . .
Можно предположить, что Сардарапат и Апаран ему подчеркивать не очень-то хотелось: слишком круто их там покрошили. Но это нисколько не умаляет достоинств тех, кто погиб под Караклисом. Они сражались за Родину. Они отдали за нее жизнь: в Караклисе, Апаране, Сардарапате. Они доказали, что вооруженное и сплоченное (без амбиций и капризов) армянство способно построить государство, с которым придется считаться всем соседям.