Логотип

ЦВЕТ КАМНЯ В ДИНАМИКЕ ВЕКОВ

Трудно кратко представить Вана Хачатура, чья кипучая деятельность в живописи, архитектуре, скульптуре, графике, культурологии, архитектуроведении, истории вот уже не один десяток лет является частью армянской культуры и принесла ему заслуженное признание как в Армении, так и за ее пределами. Имя кандидата искусствоведения, доктора архитектуры включено в авторитетные зарубежные энциклопедии. Сегодняшний повод поговорить о В.Хачатуре — выход в свет его капитального исследования "Цвет в армянской архитектуре IV-XIX веков".

С древнейших времен цвет в архитектуре создавал определенное настроение и служил разным функциям: увеличивал и сокращал пространства, позволял выделить или отодвинуть отдельные объемы, изменить масштабы. Кроме общих представлений существует и национальное, традиционно устоявшееся символическое значение того или иного цвета у разных народов.

В трактовке автора Армения — солнечная страна, армяне испокон веков видели ярко освещенные солнцем оранжевые горы на фоне контрастно синего неба, чего нет в северных странах. К этому надо приплюсовать и постоянное историческое напряжение в борьбе за выживание. Отсюда истоки одного из краеугольных в наших представлениях о красоте принципа "контрастов в гармонии". Отсюда — контрастные сочетания красных и черных, белых и черных камней в средневековой армянской архитектуре. Конечно, большую роль при этом сыграло и многоцветье строительных материалов. Так что армянам не пришлось  раскрашивать и они не раскрашивали краской фасады или интерьеры храмов, они создавали полихромический образ при помощи самого камня.

В красочно оформленном, богатом иллюстрациями (294) альбоме Ван Хачатур прослеживает и анализирует цветовую гамму армянской архитектуры в IV-XIX веках. Он выделяет принципы: "цветные камни вперемежку", "цветовой контраст стен и покрытий", "акцент деталей и архитектурных элементов" и др. Рядом с известными (Звартноц, Ахпат) фигурируют далекие от туристических маршрутов и заброшенные монастыри и церкви. Приведу лишь один в описании автора — Мармашен: "Монастырь Мармашен построен из красно-охристо-золотистого камня, когда вокруг имелись громадные выходы скал черного цвета. При постройке его черным камнем зодчие не получили бы такого образа, ансамбль стал бы суровым и мистичным, не превратился бы в величавую драгоценность среди такого окружения".

Мармашен я упомянул еще и потому, что видел его своими глазами много лет назад, когда студентами мы были на военных сборах под Ленинаканом. Снарядились с утра после переклички в самоволку. Шли (чего греха таить) за пивом в деревню, и вдруг с пригорка неожиданно внизу ослепительно вспыхнула оранжевая полуразрушенная жемчужина. По мере приближения она сверкала все ярче, пропорционально нарастающему чувству гордости от того, что это выстроили наши предки. Недаром в приведенной В.Хачатуром цитате из книги А.Л.Якобсона "Очерк истории зодчества Армении" (Москва-Ленинград, 1950г.) есть такие выводы: "Полихроматические принципы, созданные в армянской архитектуре, повлияли и использовались в мировой архитектуре, например, кладка арок, чередующихся цветными камнями, распространялась по Европе вплоть до Испании (Кордова), а принцип мозаичных кладок из разноцветных камней распространился в мусульманской архитектуре всего мира, но не в виде кладок, а облицовочных мозаик".

В краткой рецензии невозможно охватить и передать ход мыслей и выводов автора, аргументированных богатыми иллюстрациями и наблюдениями других исследователей. Надо, конечно, внимательно прочитать вступительную статью книги-альбома (на армянском, английском и русском языках). Она завершается выводами, с которыми нельзя не согласиться.

"Из-за тяжелых исторических условий жизни нашего народа мы старались создавать красоту минимумом средств и добивались максимума впечатления. У нас не было дешевой роскоши, многословия или вычурности. Наша красота не ослепляла золотом и не ошеломляла цветами. Она была глубоко одухотворенной, и поэтому наша средневековая архитектура, будучи многоцветной, не воспринимается как назойливо цветная из-за меры и строгого вкуса".