ТРИЛЛЕР СЕГОДНЯШНИХ ДНЕЙ
Если бы я увидел этого мальчика, коротко остриженного, с трогательно оттопыренными ушами и скромно опущенным взглядом где-нибудь в массовке зала суда, то подумал бы, проверили ли распорядители по паспорту наличие необходимых для присутствия на заседании 16 лет? Но мальчик был не в массовке, а на скамье подсудимых, куда он угодил через 13 дней после своего 16-го дня рождения. Угодил за то, что зарезал 29 ноября 2009 года своего 13-летнего товарища.
ЗА ЧТО?
Жили-были три товарища: Азат Егоян (18.11.1993г.р.), Сос М. (12.02.1996) и Саркис Вардикян (12.05.1997). Они дружили, несмотря на разницу в возрасте — 11-й класс, 9-й и 8-й в трех разных школах.
По отзывам педагогов, Сос был лидером, активным, общительным, занимался карате, сплачивал одноклассников. Саркис характеризуется положительно: организованный, сдержанный, скромный, боязливый. Азат занимался спортом (дзюдо, карате), но бросил. Замкнутый, вспыльчивый, чувствительный, с одноклассниками не дружил. В семье требовал от матери большего к себе внимания, чем к двум младшим сестрам. Любил смотреть сериалы о преступном мире, о том, как решают вопросы жизни авторитеты. Любил фильмы ужасов, про вампиров, особо обратил внимание на то, что, если полоснуть жертву лезвием по шее, она теряет способность к сопротивлению. Всегда имел при себе складной нож. Опережая читательское любопытство, сообщу, что его отец — армейский подполковник, а мать — педагог-психолог.
В первых числах ноября 2009 года Сос позвонил Азату, тот пригласил его к себе домой. Сос отказался и, вешая трубку, сказал что-то оскорбительное в адрес родителей Азата. Не зная, что тот навострил уши. А может быть, и не к ним это относилось. Сейчас уже не проверишь. Этих двух-трех слов оказалось достаточным для того, чтобы Азат решил убить Соса — перерезать горло. Он поделился своим замыслом с другом Саркисом 27 ноября. Тот посоветовал выяснить, ругался ли Сос. Одновременно услужливо добавил, что Сос как-то раз неприлично выразился в адрес сестер Азата. Вообще, судя по материалам дела, Саркис часто доносил Азату про Соса и наоборот. Узнав о планах убийства, Саркис не советовал их осуществлять, заметив (показания Азата), что потом "возникнут проблемы". Друг не послушался. 28 ноября он днем зашел к заболевшему Сосу. Но дома была и сестра последнего. Поговорив минут 40 на кухне с другом, Азат ушел, приметив на кухне подходящий, лучше его складного, нож и ушел, сообщив, что может притащить товарищу 3 эротических диска для просмотра, если тот, естественно, будет один…
КАК?
29 ноября утром Азат находится в доме Саркиса, туда звонит Сос и приглашает друзей к себе. О дальнейшем постараюсь коротко, насколько это возможно.
В подъезде Азат еще раз говорит Саркису, что идет "зарезать" Соса. Заходят. Азат отдает диски. Пока Сос возится с видео, Азат в куртке и перчатках идет на кухню — "попить воды". Берет нож с 20-сантиметровым лезвием, возвращается, держа оружие за спиной, да еще Саркис стоит между друзьями. Сос, учуяв, что Азат что-то держит за спиной, подходит, спрашивает, не получает ответа. Азат, прикрываясь Саркисом, прячет нож, потом, уловив миг, отталкивает в сторону Саркиса и, приставив нож к горлу Соса, изо всех сил проводит глубокую черту.
Против ожидания и вопреки киношным пособиям, жертва не сразу потеряла способность к сопротивлению. Кровь пошла. Сос метнулся на кухню за телефоном — звонить в "скорую", говоря, чтобы друзья ушли, и обещая никому ничего не рассказывать. Азат побежал следом, выбил телефон, принялся бить руками, потому что нож выпал. Сос упал, отбрыкивался, ослабел, кровь текла. Азат подобрал нож и продолжал наносить удары. Из 32 ран в различных частях тела 4 были в шею.
Сос остался лежать на кухне. Саркис, конечно, был насмерть перепуган, а Азат решил имитировать ограбление. Взял сотовый телефон, игровой компьютер "Сони". Выходя, увидел, что Сос еще жив, по телу идут судороги. Подошел, нанес еще несколько ударов ножом. Выходя, запер входную дверь взятым ключом, причем хотел сломать ключ в скважине, чтобы заклинило. Не сумел. Вдвоем друзья дошли до к/т "Россия". Там Азат попытался продать сотовый (полагаю для того, чтобы, разделив выручку, накрепко привязать Саркиса совместной воровской сделкой). Но телефон у него не купили. Саркис подсказал, что у друга вся куртка в крови. Телефон Азат сломал, куртку сжег, а игровую приставку вручил Саркису, договорившись, что они никому ничего не скажут. Так и сделали.
Родители Соса, бывшие в гостях, обеспокоенные, что больной сын не берет телефон, вернулись. Он, доставленный в 17.30 в больницу, еще дышал. В 18.00 умер. Его товарищей сразу вычислили. Уже 29 ноября Саркис дал ложные показания о том, что не в курсе, кто убил Соса. А его мать, кстати, спрятала у соседки принесенную сыном из дома убитого игровую приставку. 30 ноября задержали убийцу и вскоре предъявили обвинение.
СУД РЕШИЛ
Судья административных районов Эребуни и Нубарашен Владимир Григорян огласил приговор 15 июля 2010г. Он констатировал спланированный, умышленный и особо жестокий характер убийства. Он исключил аффект в действиях убийцы, эксперты подтвердили полную вменяемость подсудимого.
Судья совершенно справедливо указал на некоторые нюансы в поведении Саркиса, который знал о спланированном убийстве еще за несколько дней до 29 ноября. Еще раз убедился в подъезде, когда два друга поднимались к третьему. Знал и не предупредил жертву, когда Азат пошел на кухню за ножом. Не вмешался, не позвал на помощь. Ничего не сказал потом домашним о происшедшем. Более того, перед допросом в полиции услужливо подсказал Азату, что у него на обуви следы крови. Судья В.Григорян справедливо подчеркнул, что, если бы на момент убийства Саркис находился в возрасте, влекущем за собой уголовную ответственность, его действия получили бы соответствующую уголовно-правовую оценку. А пока суд не согласился со вторым обвинением Азату (ст.137 "Угроза убийства"), считая, что нет достаточных доказательств, что Азат угрожал Саркису убийством.
Возраст подсудимого (от 16 до 18 лет) ограничивает максимальное наказание (что бы человек ни сделал) 10-ю годами. Григорян дал 10 лет. Мать подсудимого, в которой не знаю, как раньше, в день приговора было от силы килограммов 40 веса, ни жива ни мертва глядела на своего коротко остриженного мальчика, еще до конца не осознавшего, что он сделал с одной чужой, одной своей и многими другими жизнями. Родители жертвы на процессе вообще не появлялись, письменно отказавшись от каких-либо требований к суду. Зал опустел, убийцу наказали, но точка в деле явно не поставлена. Я имею в виду вовсе не перспективу апелляционной жалобы со стороны осужденного.
ПУСТЫЕ МЕСТА НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ
Судья В.Григорян выслал экземпляры приговора в Министерство обороны и в Министерство образования и науки, привлекая внимание упомянутых инстанций к этому жуткому преступлению, совершенному Азатом. Но только ли он виноват?
Я не буду больше говорить о Саркисе, чью роль весьма точно охарактеризовал судья. Прибавлю только, что он должен крайне осторожно и осмотрительно прожить свою жизнь, потому что судьба занесла над ним (оставившим истекать кровью друга) желтую карточку и тут же покажет красную при подходящем поводе. Я не буду клеймить и учителей школы, утверждая, что они запустили воспитание детей и не знают, чем те живут. За те деньги, которые получают наши педагоги, требовать от них большего — нереально. Да и какой может быть сегодня даже у прекрасного по призванию учителя авторитет, если в любую минуту какой-нибудь разбогатевший хам может безнаказанно оскорбить не угодившего его чаду педагога.
Оставим школу, семью и милицию, которые сегодня не всегда справляются с тем, с чем они успешно справлялись в советское время. На скамью рядом с Азатом я усадил бы, в первую очередь, тех представителей СМИ (прежде всего телевидения), которые вот уже много лет подвергают тотальной безжалостной атаке нравы и психику подрастающего поколения. В любое время дня и едва ли не на любом канале можно наткнуться на похабщину, насилие, активную пропаганду аморальности. Нашей сегодняшней элите, интеллектом не отмеченной, почему-то кажется, что демократия и свобода — это когда с экрана кроют матом, ломают друг другу челюсти и демонстрируют филейные части женского тела. Наша несостоявшаяся и несостоятельная по многим вопросам элита полагает, что все это в порядке вещей. А те, кому не нравятся последовательно насаждаемые в армянской среде дурные нравы, в большинстве помалкивают, опасаясь, что какой-нибудь задрипанный хмырь из так называемых развитых стран обвинит их в ретроградстве или советомании.
Чего мы боимся? Почему продолжаем портить своих детей? Какие нравственные ориентиры внушаем? И что пожнем завтра? Но почему завтра? Вот по данному делу семьи трех товарищей уже собрали урожай, у кого какой вырос. Трагедия смерти Соса, трагедия остальной жизни Азата и его семьи. Ведь его сестер побоятся замуж брать… Лучше им дом продать и как-то замаскироваться. А что получится из Саркиса?
Вроде бы несколько месяцев назад пошла кампания о выработке моральных критериев и каких-то ограничениях голубого экрана. И что? Те же скотоподобные персонажи в исполнении "актеров", которым и не надо особо перевоплощаться, тиражируют с экрана "юмор", главные темы которого — супружеская измена, обман родни, товарища, партнера, чтобы добиться главного в жизни — власти и денег.
Все так же пышно цветут заморские секс и насилие. Отечественные сериальные авторитеты сурово рулят жизнью, переполненной пошлейшими в своей мелочности и примитиве персонажами. Положительных героев нет. Все это проецируется на жизнь и дает свои плоды. И эти плоды, если все пойдет как идет, обязательно вкусят и те, кто сегодня уродует устои нашего общества. Пусть тогда не плачутся на судьбу. На предавших родственников, на кинувших друзей, неблагодарных детей. Это они сами приложили руку к судебному сюжету про трех товарищей. А отвечать не думают. Так в жизни не бывает.