Титанические усилия защиты по отсрочке начала судебного следствия в деле, где иеговист обвиняется в противоправных действиях против священника, более месяца давали результат. До субботы, 17 сентября, когда судья суда Малатии — Себастии Тигран Петросян предложил, наконец, прокурору Гургену Погосяну огласить обвинительное заключение, согласно которому подсудимому А.Маквецяну вменяются побои, угрозы и самоуправство. Приведу некоторые интересные детали из пятничного и субботнего заседаний.
В ПЯТНИЦУ С УТРА АДВОКАТ АРТУР МАРТИРОСЯН СООБЩИЛ, что и в Апелляционном суде их жалоба на действия правоохранительных органов в ходе следствия отклонена (то есть препятствия для начала судебного следствия были устранены), но защита параллельно сообщила о своем намерении обжаловать решение Апелляционного в Кассационном суде и настаивала на перерыве до тех пор, пока их жалоба не пройдет через третью инстанцию. Судья заметил, что это, конечно, их право — оспаривать, но не причина, по которой надо откладывать заседание. Адвокат тут же извлек легким движением руки готовое 13-страничное ходатайство о самоотводе судьи с мотивацией его небеспристрастности в деле. При этом адвокат вторгался в некоторые конкретные детали обвинения, на что судья призывал его сосредоточиться на причинах отвода.
Минут 45 судья размышлял в совещательной комнате о самоотводе. В этом промежутке перед зданием суда прошла манифестация, организованная молодыми адептами Армянской Апостольской Церкви.
На двух больших транспарантах содержались протесты против раскола, зомбирования людей, охоты за душами, а также были фотографии двух малышей, задушенных недавно в Арарате матерью, имеющей, по некоторым сведениям, отношение к сектам.
Вернувшись, судья отклонил ходатайство о самоотводе как необоснованное. Адвокат попросил три дня для подготовки очередных ходатайств по дополнению дела новыми доказательствами. Судья дал один день и собрал нас в субботу.
В КАЧЕСТВЕ НОВЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ АДВОКАТ ПРЕДЪЯВИЛ свидетельство о браке подсудимого и свидетельство о рождении его ребенка. Их приобщили к делу, после этого Мартиросян вспомнил о своем давнем (еще досудебном) ходатайстве от 3 августа, в котором он предлагал прекратить дело против Маквецяна и возбудить уголовное дело против священника Артака Артеняна по статье "Хулиганство". Адвокат напирал на то, что суду полагается в таких случаях в 10-дневный срок дать письменное решение, между тем до сих пор оно не получено. Лишь имеется уведомление судьи о том, что ходатайство будет рассмотрено в ходе судебного заседания.
— Так давайте с этого ходатайства и начнем, — предлагал Мартиросян, — а потом уже, если будет необходимость, перейдем к судебному следствию…
Судья резонно заметил, что 10-дневный срок для ответа здесь вовсе не императивен, ибо ходатайство поступило, когда первое заседание уже было назначено. Но адвокат продолжил давить на то, что следует "подтвердить преступление А.Артеняна" против его подзащитного и другого иеговиста, ссылаясь на некоторые показания. Здесь, безусловно, адвокат забежал далеко вперед, цитируя материалы из еще не начавшегося по существу дела и из другого, уже завершившегося уголовного дела.
В запальчивых тирадах Мартиросяна, лишенных должного уважения к презумпции невиновности (не говоря уже просто о сане Артеняна), прямо утверждалось, что священник совершил преступление (оскорбил других), но прокуратура проявила дискриминационный подход и не развернула уголовного преследования против Артеняна, а это лишает Маквецяна равных прав в состязании со стороной обвинения. Короче, нужно вернуть дело на доследование и возбудить новое уголовное дело против священника.
Прокурор Г.Погосян подчеркнул, что никакой религиозной дискриминации нет, ибо речь идет о тривиальных уголовных проступках: ударил, угрожал. Представляющая в суде права священника адвокат Вардуи Элбакян напомнила коллеге Мартиросяну, что дела возвращать на доследование (согласно решению Конституционного суда) нельзя — антиконституционно. Тому пришлось подправить просьбу. Судья не рассмотрел ходатайство как преждевременное. И подчеркнул, что если в ходе судебного следствия выяснится, что кто-то предположительно совершил преступление, суд непременно выразит свое отношение к этому.
ИТАК, ЗАЩИТА ИСЧЕРПАЛА ВЕСЬ АРСЕНАЛ ХОДАТАЙСТВ, И ПРОКУРОР ЗАЧИТАЛ ОБВИНЕНИЕ, из которого следует, что подсудимый и его соратник С.Григорян вели религиозную агитацию во дворе церкви, не подчинились предложению священника уйти, а когда тот пытался снять их действия на телефон, отняли у Артеняна телефон. Попытка вернуть имущество кончилась для священника ударом по руке и угрозами.
После оглашения обвинения судья по протоколу принялся выяснять, понятна ли подсудимому суть вменяемых статей. Здесь в диалог явно не к месту принялся вмешиваться адвокат, ибо это было уже не оказанием правовой помощи, а просто ответами вместо подсудимого. Судья был вынужден несколько умерить активность адвоката, который к тому же, с одной стороны, продолжал забегать вперед, касаясь фактических деталей дела, а с другой, — углублялся в правовые нюансы диспозиции статей, фактически толкуя их, что у нас является прерогативой Конституционного суда.
А.Маквецян отказался признать свою вину по какой-либо из трех статей. Судья решил допросить потерпевшего, свидетелей и подсудимого, согласившись с очередностью, предложенной защитой. Следующее заседание назначено на 27 сентября.
