Главное, что остается от людей искусства, — это их творения, созданные на различных этапах биографии. Кроме этого наследства в обществе, особенно в последнее время, стали больше интересоваться личной жизнью творцов. Порой даже слишком. Пишутся статьи, издаются мемуары. К последнему жанру принадлежит и брошюра Ани Чобанян "Такой близкий и такой далекий Шираз".
АВТОР РОДИЛАСЬ В ОДНОМ ИЗ СЕЛ ИДЖЕВАНА, в 1957 году приехала жить в Ереван, работала бухгалтером в Министерстве строительства, позже, в 1972 году, заочно окончила филологический факультет ЕГУ.
В 1964 году Аня познакомилась с поэтом Ованесом Ширазом. Узнала его телефон из статьи в газете, позвонила и пришла в квартиру на проспекте Маштоца. Ее поразило убогое убранство, точнее, крайняя запущенность жилища, в котором рождались прекрасные стихи. Шираз тогда был одинок. Знакомство переросло в дружбу, доверительные беседы о поэзии и жизни. Судьбы 50-летнего мастера и 30-летней поклонницы его поэзии, казалось, были близки к тому, чтобы соединиться. Шираз дарил и посвящал Анаит стихи (понятно, что имя Аня он не признавал). Казалось, все идет к брачному союзу.
Но жизнь распорядилась иначе. Почему? Я не стану излагать позицию мемуаристки, потому что в этом деликатном деле речь идет и о роли других родственников Шираза. Поэтому, чтобы избежать односторонности, предоставлю читателю самому почитать версию А.Чобанян о причинах, помешавших сплетению двух судеб.
Итак, дружба прервалась. Вскоре поэт женился на другой женщине, родившей ему 7 детей. Аня вышла замуж. Иногда по старой дружбе она заходила домой к Ширазу, сопровождая зарубежных армян, приехавших на поклон к певцу Масиса.
В книге воспоминаний приведены 4 стихотворения и несколько четверостиший, посвященных Анаит Чобанян, женщине, которая могла бы стать подругой жизни поэта, но неисповедимы пути господни…
