Эту общеизвестную истину взяли на вооружение адвокаты члена организации "Свидетели Иеговы" Андраника Маквецяна, выступая в суде общей юрисдикции Малатия-Себастия с защитными речами, в которых попытались дать свою трактовку инцидента с участием их подзащитного и священника Артака (тер Есаи) Артеняна.
Отечественный адвокат А.Мартиросян и канадский "легионер" Ш.Брейди, сменяя друг друга, около часа выдвигали свои аргументы, уже озвученные в ходе разбирательства, а потому знакомые завсегдатаям процесса. Прежде всего они попытались отодвинуть подальше от церкви место инцидента, а во-вторых, стремились представить священника агрессивным, грубым зачинщиком стычки, в ходе которой двое благовоспитанных юношей-иеговистов стали жертвами хулиганского поведения поправшего их религиозные права служителя церкви.
ЧТОБЫ ОБОСНОВАТЬ ЭТИ ДВА ТЕЗИСА, ЗАЩИТА ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ опиралась на показания свидетеля С.Григоряна (товарища подсудимого). Вернее, на ту часть его показаний, которая укладывалась в нужные параметры. Ведь сей благовоспитанный юноша на одном заседании указал одно место инцидента (поблизости от церкви), а на другом — своей же рукой и ручкой отметил гораздо более далекую точку. Этот (влекущий, кстати, уголовную ответственность за дачу ложных показаний) пассаж свидетеля защита приспособила для версии о том, что священник вовсе не у церкви, а в "местах общественного пользования набросился на ребят и принялся их оскорблять". Здесь, опять-таки с показаний того же "правдолюбивого" свидетеля (Маквецян позже скажет, что "свидетели Иеговы" всегда говорят правду"), утверждалось, что Артенян размахивал руками в 5 сантиметрах от лица Маквецяна. Так что бедняга в целях самообороны мягко взял и отвел руку священника, а не ударил. А если даже согласиться, что ударил, то это не превышает необходимой обороны. Тем более что один удар не укладывается в диспозицию ст. "Побои". Нужно два и более ударов.
Факт отнятия у Артеняна телефона защита также отрицала, ссылаясь на показания двух "правдолюбивых" иеговистов, а что там говорит священник — это недостоверно (ведь он не "иеговист". — А.Т.). А даже если телефон побывал в руках Маквецяна, то это не укладывается в диспозицию статьи "Самоуправство"…
А что касается обещаний Маквецяна "перегрызть горло священнику", так это просто спонтанная, эмоциональная реакция парня, которому нагрубили, которого оскорбили, назвали "ловцом душ", "раскольником нации", "скотиной", "турецким отродьем"… (на этих определениях дружно настаивают иеговисты, священник подтверждает первые два словосочетания). Так что никаких угроз не было, значит и соответствующую статью тоже не следовало вменять подсудимому. А вот священник…
ТУТ ОБА АДВОКАТА ЕДИНОДУШНО И ПЫЛКО ЗАКЛЕЙМИЛИ А.АРТЕНЯНА, осуществившего "незаконные действия", а посему надо привлечь его по статье "Хулиганство". Маквецяна, само собой, оправдать по всем четырем статьям.
Впервые за весь процесс произнес несколько фраз подряд А.Маквецян в своем последнем слове. Он кратко повторил "армяно-канадский сценарий триллера с хулиганом в рясе", который нарушил Конституцию РА и Европейскую конвенцию по правам человека.
Публика, состоящая в основном из прихожан отечественной церкви (правда, во вторник промелькнула парочка правозащитных физиономий), с похвальной выдержкой проглотила выпады о "хулигане", который является их духовным наставником. Лишь прозвучало несколько сдавленных суровым "режиссерским" взглядом судьи Тиграна Петросяна возмущенных женских восклицаний. Сторона обвинения воздержалась от права на реплику. Прения завершились, и Петросян ушел в совещательную комнату — выносить заключительный судебный акт. Что он решит — узнаем в понедельник, 21 ноября.
