Хотя до выборов еще достаточно времени, но власть уже ведет полномасштабную предвыборную кампанию, основанную, как и ожидалось, на мифе о том, что Пашинян принес стране долгожданный мир.
Пастухи из властного лагеря, умело пощелкивая бичами, начали заблаговременно загонять электорат в нужном направлении. Чтоб не заблудилась корова, а набрав вес на ботве властной пропаганды, сама пошла, позванивая колокольчиком, к правильной доилке. Правильно, на самотек это дело пускать нельзя, народ, дурак, может не осознать, что именно Пашинян подарил Армении «золотой век», и сорвать мероприятие.
КСТАТИ, ЗРЯ ЭТА ПОЛУГРАМОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПУБЛИЧНО И ПАФОСНО РАССУЖДАЕТ О «ЗОЛОТОМ ВЕКЕ». Его не может вернуть никто. Золотой век — мифологическое представление древних о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. Это первое поколение людей, жившее еще во времена правления Кроноса, не знало ни горестей, ни тяжких трудов, ни старости, так как, даже умирая, они как будто засыпали.
Земля сама давала обильный урожай. После смерти люди золотого века превращались в добрых духов, охранявших более поздние поколения. За золотым веком наступил серебряный, затем — медный, каждый тяжелее и бедственнее предыдущего. Четвертый был век героев, воевавших под Фивами и Троей, и, наконец, наступил нынешний, железный век, испорченный и жестокий, исполненный тягот и горя.
Но во власти уверены, что ввести в заблуждение народ получится. Христос заставил поверить в неотвратимость царства Божьего на земле. Моисей — в существование Земли обетованной, Робеспьер — в построение справедливого общества. Так почему Пашиняну не удастся заставить поверить в вечный мир?
Во всяком случае о якобы наступившем мире сегодня говорят во власти все без исключения. Чем объяснить сей феномен? Только ли желанием выслужиться перед вождем? Думаем, проблема здесь глубже и заключается в том, что часто не правда объединяет людей. Людей объединяет ложь. Скажете: «Небо синее» — и вряд ли вы соберете большую группу людей, готовых бороться и умирать за то, что небо синее. «Ну, синее, ну и что?» — скажут вам.
А вот представьте себе, что найдется человек, который станет утверждать, что небо желтое. Вот тут-то вокруг него и соберутся люди, готовые умереть за эту идею. Вы думаете, я преувеличиваю? Отнюдь нет. Я описываю центральный мировоззренческий пункт даосского восстания «Желтых повязок», разразившегося в 184 году и едва не уничтожившего китайскую цивилизацию. «Желтые повязки» потому и носили желтые повязки, что были совершенно искренне убеждены, что после их победы небо из синего станет желтым. Желтое небо справедливости сменит синее небо неравенства.
Так и представители власти Пашиняна, бредящие о наступлении «вечного мира». Это мечты или галлюцинации? Впрочем, мечты сродни галлюцинациям. Разница в том, что здоровый человек четко отделяет внешний мир от своих грез, а шизофреник смешивает их. Но суть одна — удовлетворение желания вопреки действительности в мечтах, сновидениях или галлюцинациях.
Автор терминов «аутизм» и «шизофрения» Эйген Блейер писал: «И полное достижение страстно желанной цели редко приносит с собой счастье. Таково положение вещей и в действительной жизни… Должно ли дело обстоять лучше при галлюцинаторных удовлетворениях?»
И ладно бы если представители власти Пашиняна говорили только о якобы «наступившем мире». От столь полюбившегося выражения трудно отказаться — слишком хорошо и оптимистично звучит. А что за звучанием нет абсолютно никакого смысла — этим личностям за смыслом и необязательно гоняться. Грусть нынешней ситуации в том, что вместе со словом «мир», как правило, употребляется и слово «торговля». То есть мир нужен не для того, чтобы не гибли люди, а чтобы мы могли торговать!
ВЫСТУПАЕТ, К ПРИМЕРУ, ДЕПУТАТ ОТ ГД ВАГЕ ГАЛУМЯН И ЗАЯВЛЯЕТ: «Мы десятилетиями были изолированы, еле выживали, а сейчас есть возможность, чтобы мы торговали с соседями. Мы должны забыть о вражде и торговать с ними». Что можно сказать о психическом состоянии человека, заявляющего подобное?
Не мог, естественно, не высказаться на эту тему и величайший специалист по вопросам торговли спикер НС Ален Симонян: «Армяне и азербайджанцы будут торговать друг с другом, у нас будет единый армяно-азербайджанский рынок. В наших магазинах будут азербайджанские товары, а армянские товары будут в магазинах Баку. Это неизбежно». Ну что ж, Никол в лице Алена приобрел настоящего Нострадамуса и может заслуженно гордиться — ни у одного из его державных коллег нет провидца такой силы. Братство у нас с турками и азербайджанцами намечается, — как у Каина с Авелем. Думаем, психическое здоровье Симоняну поправлять поздно, ему галлюцинаторное подавай. Все-таки зря он так сказал. Смеяться будут, пальцами показывать.
Но это я ехидничаю, сограждане, простите. Господи, спасибо Тебе, что помимо остального человечества, которое всегда желало мира прежде всего для обеспечения своей безопасности, избежания смертей и разрушений, Ты, Господи, в доброте Своей, сотворил и мутантов, отождествляющих мир исключительно с возможностью торговать. Со дня на день мутанты, навалившись мозгами на реальность, окончательно поймут, что нам, армянам, как народу-торговцу, ничего не нужно, кроме купли-продажи, — и сразу станет хорошо.
А может, даже еще раньше станет, потому что ведь Пашинян тоже не спит. Напечатал же уже на больших плакатах текст вашингтонского соглашения и показал в парламенте. А поближе к выборам побежит с ними по марзам, призывая граждан торговать, торговать и торговать. Суть у них такая — торгашеская.
Ну а в действительности никакого мира стране и народу Пашинян своим подписанным соглашением, конечно, не принес. Мы получили только опасность новой широкомасштабной войны. Правда, только после выборов, ибо Эрдоган с Алиевым дадут своему слуге шанс переизбраться. Интересно, успеют ли эти личности перед новой войной хоть немного поторговать?
Только по зданию правительства бегает безумный призрак «вечного мира» и пугает секретарш. Живет он только там, и на ночь его запирает комендант в специальном помещении. А с утра выпускает побегать по коридорам, воодушевлять представителей власти. Больше он нигде не ходит. За пределы ворот здания правительства призрак «вечного мира» не показывает и носа. Короче, никакого мира нет. Есть только очень шаткий, хрупкий и чертовски уязвимый «перерыв», который наши враги рано или поздно непременно нарушат.
А войны не стоит бояться. Умереть на знамени — значит умереть на знамени, в любом случае это лучше, чем жалко суетиться, выпрашивая у врага мир ценою отказа от какого бы то ни было достоинства (хотя какое достоинство у торгашей?). Это не просто политическая кончина, это кончина именно что постыдная. Это вымаливание сохранения власти любой ценой. Хотя и ценой полного отказа от всего.