Логотип

НУЖНЫ ТОЧНЫЕ СВОИ ЛЕКАЛА

 

У НАШЕЙ СТРАНЫ НЕТ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАННЫХ государственной идеи и национальной стратегии развития — иными словами, единой идеологической, концептуальной и координирующей основы функционирования государства. Это дает возможность каждому коалиционному министру, каждой коалиционной структуре власти проводить собственную внутреннюю и внешнюю и, главное, кадровую политику, направленную на реализацию партийных и личных, а не национальных интересов.

Логика действия коалиционной власти диктуется не интересами нации и государства, а соображениями борьбы за собственное выживание во власти и желанием сохранить возможности управления «собственными линиями маршрутных такси». Видимо, поэтому у нас любые серьезные экономические задачи решаются только политическим путем.

Серость, погубившая КПСС и СССР, может погубить и Армению. К примеру, в обществе сложилось устойчивое омерзение к делам, виду и голосу едва ли не каждого гостя телепрограммы Петроса Казаряна — как бывшего, так и находящегося во власти политика. Кстати, бывшие позабыли, что сами и являются архитекторами и прорабами безнравственности и аморальности в стране.

Первым нравственным шоком для армянского общества была тотальная государственная конфискация всех сбережений населения в 1992 году; практически дармовая приватизация общенародной собственности (в то же время небольшая и небогатая Боливия, например, получила за приватизацию государственных активов порядка 92-93 млрд долл.) и пресловутая афера с «ваучерами». Младореформаторы своими шагами и «ломовыми» насильственными действиями добились того, что Армения живет сегодня в «обществе недоверия», а вся ее экономика — это прежде всего тоже «экономика недоверия».

ВАЖНЕЙШИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВЕЛИЧИЯ НРАВСТВЕННОСТИ НАЦИИ являются численность и преемственность национальных элит, их способность воспроизводить выдающихся людей (военных, художников, ученых, музыкантов, философов, государственных деятелей и т.д.). Указанные показатели демонстрируют уровень национального самоуважения, а значит, и международного статуса народа, а также способности элит к предвосхищению истории, то есть проникновению сквозь ткань времени, для того чтобы «ткать» современность и будущую историю по собственным лекалам.

Армянин, переместившись в другие земли, континенты, на незнакомое правовое и историческое поле, соприкоснувшись с другими этническими и социальными традициями, легко, без тяжелых коллизий находит себя, с успехом интегрируется в экономическую и политическую инфраструктуру нового общества, нередко украшает ее культурный и научный формат. Наши соотечественники ни в одной стране мира не выглядят изгоями.

Но почему в собственной стране мы так беспомощны? Почему мы никак не можем настроить наш быт, сделать нашу жизнь достойной и уважаемой в современном мире? Почему кому-то из нас хочется бежать от земли нашей, от действительности — искать счастья в других странах? Но… Можно ли ожидать от человека каких-то духовных устремлений и высокой нравственности, если он и его семья прозябают в самой беспросветной нищете (а таких в Армении, по некоторым оценкам, около 30% населения)? Если число бездомных, опустившихся людей, беспризорных детей исчисляется в стране сотнями, тысячами?

И МОЖНО ЛИ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ К ЧЕЛОВЕКУ ВЫСОКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, если в повседневной жизни его окружают повальная коррупция властей, засилье криминала, безнаказанные убийства, беспардонная алчность и выставляемая напоказ наглая роскошь всякого рода мошенников-нуворишей? Если человек, многократно оплативший в течение своей трудовой жизни любую мыслимую систему социального обеспечения для себя и своей семьи (поскольку ему платят меньше, чем шло на содержание раба в Древнем Риме), вдруг лишился и мало-мальски достойной пенсии, и надежной медицинской помощи и доступных ему по цене жилищно-коммунальных услуг? Если он, человек, не доверяет уже больше никому — ни государству, ни даже улице, где он давно уже перестал чувствовать себя в безопасности, — одним словом, не доверяет жизни вообще? И на какое духовно-нравственное здоровье общества мы можем рассчитывать, если вполне сознательно и целенаправленно телевидение, кино, шоу-бизнес и проч. продолжают человека растлевать?

Какую цель ставят перед армянским народом его верховные власти? Вот вопрос вопросов, который волнует каждого гражданина страны. Увы! После коммунистической идеологии, которая в своих теоретических постулатах имела благородные и высокие цели, на армянский народ опустилась непроглядная тьма — коррупционная, циничная, античеловеческая в своей дьявольской энергии бюрократическая идеология.

В течение последних двадцати лет не ставились масштабные, понятные и разделяемые гражданами цели национального развития, и Армения утрачивает смысл собственного бытия. Цели существования государства и общества все больше расходились уже в самих своих основах. Власть же слишком редко и непоследовательно пытается наладить между ними диалог.

В итоге в отсутствие официально признанных и разделяемых нацией целей существования государственная коалиционная власть сама намечает себе приоритеты и ориентиры своей работы, потом сама их, как умеет, выполняет и сама оценивает результаты собственной деятельности…

…Армении суждено вновь, не в первый уже раз, подняться с колен, преодолеть и нынешнюю смуту — благородные духовно-нравственные поиски армян будут продолжаться и дальше, как это не раз бывало в тяжкие периоды нашей истории.