ЕСЛИ ТЫ, К СЛОВУ, АРМЯНИН И ЖИВЕШЬ В РОССИИ, тебя ведь никто не вынуждает отмечать День памяти святой равноапостольской княгини Ольги, но стоит ли делать удивленные глаза, когда древнеармянский Трндез почитают не все россияне? Каждому — свое.
…Когда ранним утром идешь по Елисейским полям, ощущение такое, будто вокруг одни арабы. Пока французы спят, они готовят город к началу дня: открывают магазины, становятся к прилавкам, приводят в порядок улицы, выводят на маршруты автобусы.
Пока Москва пробуждается, таджики, киргизы, армяне тоже начинают день первыми, точно так, как в мое время Ереван приводили в порядок большей частью курды: мели, поливали, чистили.
Внимание, это важно: и арабы во Франции, и киргизы в Москве, и курды в Ереване жили по правилам, обязательным для всех. Государство не позволяло никому переходить красную черту, за которой бедлам, хаос, беспорядок. Государство думало о себе, и правильно делало.
Сегодня живем во времена, когда миром правит не закон, а «политкорректность», «толерантность», «либеральные ценности». Заставлять нельзя, убеждать не получается, наказывать — плохо, смириться, оставить все как есть — отрубают головы. Что делать, как быть?
Прислушаться к размышлениям Слáвой Жи́жек, словенского философа из Любляны. «Ты ведь знаешь, как сильно тебя любит твоя бабушка. Тем не менее я не заставляю тебя навещать ее. Ты должен навестить ее только в том случае, если ты примешь на этот счет самостоятельное, свободное решение». Это один подход.
А вот другой. «Мне не важно, что ты думаешь и чего ты хочешь. Ты должен навестить бабушку и быть с ней вежливым, это твоя обязанность, и я не вижу в этом ничего плохого».
В первом случае полная свобода выбора, демократичность поведения, эклер на заварном креме, но ребенок может вырасти бездушной сволочью.
Второй случай склоняет к тому, что есть правила, которым необходимо следовать, и они должны быть исполнены. Целовать бабушку не обязательно, но уважать и обращаться к ней вежливо — это непременно.
Угождая политической моде все разрешать, чтобы никого не обижать, Европа имеет то, что получила: «Не хочешь, как нам надо? Заставим». Ответ приходит в виде расстрелянных на улице, задавленных на остановках и отрезанных голов где попадется.