Логотип

ЖИЛ РАДИ МЕЧТЫ

Еще одна потеря безжалостного 2020-го года. Еще одним великолепным артистом и хорошим человеком меньше. Не стало народного артиста РА, солиста Национальной академической капеллы Армении, замечательного педагога Альберта ХАЧАТРЯНА. Он был братом народного художника республики, члена-корреспондента Академии [удожеств России Рудольфа Хачатряна, отцом известной певицы Вардуи Хачатрян.

ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕВЕЦ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, он многие годы отдал нашей капелле, куда пришел за год до появления Ованеса Чекиджяна в качестве главного дирижера и художественного руководителя коллектива, ставшего впоследствии всемирно известным. До конца жизни их связывала крепкая дружба. И очень хорошо, что определяющим для Хачатряна остались вкус и блестящая музыкальная эрудиция маэстро Чекиджяна. Именно этим обстоятельством объясняется всегдашняя репутация капеллы – лучшего хора Армении.

Окончив физико-математический факультет Ереванского государственного университета, Альберт Хачатрян начал работать педагогом, но его всегда влекли музыка, пение. Как он однажды признался, без пения и музыки жизнь была бы заблуждением. Поэтому не случайно он оказался в хоре, которому был верен до конца своей долгой, счастливой жизни.

Что в нем привлекало? Сама личность. Непохожесть. Самостоятельность. Непринадлежность ни к какой общественной группировке, клану. Деятельная жизнь, проистекающая из искусства, из твердых убеждений, надежных чувств, истовых стремлений. Это далеко, конечно же, не полный перечень достоинств Альберта Хачатряна. Он был чудесным человеком, скромным, поэтичным, и искренним, одним словом, настоящим интеллигентом, последним из могикан. Интеллигентность сквозила во всем — в манере общения, в жестах, в человечности, даже в манере пения.

Недавно мы вновь услышали записи хора, соло самого Хачатряна. И вновь убедились, что сила этого певца заключается в том, что душа его была переполнена музыкой, ему было что петь. Даже мимика его лица выдавала художника, генетически аккумулировавшего в себе всю историю своего народа. Поразительно, каким богатством красок он располагал, умело использовал выразительные средства для передачи всех оттенков человеческих чувств: скорби, гнева, страдания, раздумья, радости.

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ − это его способность переключаться всегда, в любую минуту, независимо от собственного настроения в настроение исполняемого произведения. Этим свойством А. Хачатрян обладал в полной мере. Воистину его духовный аппарат был тонок и чуток. Он весь отдавался работе хора. Этой работой была заполнена каждая его клетка, музыкой захлестнуто все его существо. В его исполнении особенно глубоко и тревожно звучали песни и обработки Комитаса. Его доля в успехе хора была велика, где бы ни проходили гастроли – в Сирии, США, Франции, Великобритании, Испании, Чехословакии, Германии, Югославии, Японии… Самобытное исполнение, многообразие красок, виртуозное звучание волновало и покоряло любую аудиторию.

Как-то в одной из поездок я предложила Альберту Хачатряну написать о нем творческий портрет. «Нет, обо мне не надо писать. Напишите о Вардуи. Она стала победительницей шести престижных международных конкурсов. Поет на лучших сценах мира. У нее − впереди все. А моя карьера подходит к завершению. Но я счастлив, что мои дети (две дочери и сын) — нашли свое призвание, стали достойными людьми».

… Мы сохраним светлую память об этом замечательном человеке и артисте, сумевшем стать для многих из нас близким человеком, у которого мы учились обретать надежные опоры духа – терпимость, выдержку, доброту.