* Наши оползни изучены детально. С какой целью приглашаем японцев?
* Умышленное вредительство или способ присвоения госсредств?
* Сколько раз платить за одну дорогу?
ГЛУХАРИ В СТРАНЕ ОПОЛЗНЕЙ
Активное изучение оползневых процессов в Армении началось с середины 70-х годов. Ученым известны 3500 оползней, из которых 300 -под населенными пунктами, дорогами и представляют реальную опасность. Так, месяца два назад группа ученых под руководством кандидата геолого-минералогических наук Рубена Ядояна обнаружила крупный структурный оползень, который никем ранее не изучался. Хндзорутский оползень, как выяснилось из объяснений Ядояна, является аналогом дилижанского. Это опустившаяся примерно 3-4 тысячелетия назад (в геологическом измерении — вчера) в результате тектонических разломов и землетрясений гора. В дальнейшем опущенное тело раздробилось и в его языковой части образовалось 10 новых активных оползней.
САМЫЕ АКТИВНЫЕ ОПОЛЗНИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ В ТАВУШЕ, СЮНИКЕ, ЕХЕГНАДЗОРЕ, очень много их в долине реки Гетик (Гегаркуник). Но вопрос отнюдь не в их количестве. Дело в том, что еще в советский период группа Ядояна по заданию правительства изучала во всех подробностях наиболее опасные оползневые участки Армении, были составлены карты оползней республики, отмечены сотни самых критических зон по всем дорогам страны. Подробно расписаны мероприятия по предотвращению активизации оползневых процессов. Отчет о проделанной работе представлен в правительство. Но, как показало время (а прошло не менее 30 лет), ни одна структура, ни одна организация не заинтересовались реальной возможностью предотвращения оползней. Зато каждый раз активизация очередного оползня, несмотря на предупреждения ученых, воспринимается чиновниками как нечто неожиданное и непредвиденное. Дальше все идет по накатанной схеме: государство опять выделяет средства, на которые реконструируются разрушенные дороги, восстанавливаются коммуникации, оказывается помощь пострадавшему населению. В общем, делается все, кроме укрепления участка, который через некоторое время вновь может начать свое разрушительное движение.
Что это — умышленное вредительство или один из способов присвоения госденег? Ведь все было давно известно и изучено. Почему же никто не обратил внимания на предупреждения ученых, отметивших все опасные участки? Почему не были проведены уже разработанные мероприятия по укреплению этих участков?
В последнее время со всех трибун кричат о том, что ползет и разрушается один из самых прелестных уголков Армении — Дилижан, на изучение которого советское правительство выделяло ежегодно 250 тыс. рублей. На карте оползней Дилижана, составленной еще в середине 80-х годов группой Ядояна, нет живого места. Здесь насчитывается 300 оползней, и каждый из них детально изучен. И тем не менее в Дилижане, особенно последние годы, идет интенсивное строительство, причем строят где хотят и как хотят. Ядоян неоднократно лично предупреждал мэра Дилижана о необходимости проведения мер по обеспечению стабильности участка, обращался в Минградостроительства. Но чиновников не интересует, что будет завтра. А завтра будет то, что уже происходит с начавшимся разрушением Дома кинематографистов. Рушится правительственная дача, превратился в руины дом Ханджяна. А на дилижанском оползне вырастают новые постройки, которых ожидает та же участь. Можно предугадать и дальнейшие события: появится информация об очередной, "неожиданной" активизации оползня, государство в очередной раз выделит деньги на уборку и ремонт разрушений, нанесенных оползнем.
А ТЕПЕРЬ О ПЕЧАЛЬНО ИЗВЕСТНОМ ОВКСКОМ (АХКИХЛУ) ОПОЛЗНЕ. Это огромный массив длиной в 6 км, начинающийся с Иджеванских гор и далее разделяющийся на три языка. Центральный из них недавно и разрушил единственную дорогу, соединяющую Ереван с Иджеваном… Еще в 80-м году в связи с активизацией Ахкихлу группа под руководством академика А.Т.Асланяна, бывшего тогда директором Института геологии, детально изучила Ахкихлу в связи с его активизацией. Была составлена карта, сделаны специальные снимки, фиксирующие каждую точку движения оползня и, главное, разработаны 3-4 варианта мер, которые позволили бы эксплуатировать дорогу. Но чиновники в силу известных только им самим причин забыли о собственном заказе. Позже Ядоян разработал мероприятия по окончательному решению проблемы, но они показались "дорогими", и было решено от них отказаться…
С тех пор этот участок дороги рушился 10 раз. 10 раз дорогу прокладывали то метром выше, то метром ниже, 10 раз восстанавливались коммуникации и оказывалась помощь пострадавшим. Может, этот участок должен разрушиться еще раз 5, чтобы до чиновников наконец дошло, что "косметический" ремонт — пустая трата или присвоение денег. Кстати, средств, потраченных на бесконечную очистку разрушений, восстановление и прочее, с лихвой хватило бы на осуществление серьезных мероприятий по оздоровлению участка.
В геологии известны так называемые океанические олистостромы. Это огромные массивы, спускающиеся в океан. Такие же массивы на суше А.Т.Асланян и Р.Ядоян назвали континентальными олистростромами. Только по долине Агстева выявлено 5 участков, где такие массивы несколько тысячелетий назад привели к серьезным разрушениям и изменению ландшафта. Эти процессы могут вновь активизироваться. Овкский оползень относится к их числу. Он опускается к Агстеву. В конечном итоге у нас не будет ни реки, ни дороги и на их месте образуются озера наподобие уже высохших в Фиолетово и Папанино. И таких участков в Армении много — и в Сюнике, и в Хндзоруте, и др.
После активизации Овка Р.Ядояну позвонили из Министерства транспорта и уведомили, что в скором времени его пригласят на консультацию. С тех прошло больше месяца… И это еще один совсем свежий пример того, что все опять сводится к разговорам, обещаниям, умным фразам, но никто ничего существенного не делает. Максимум регистрируется очередная активизация одного из множества оползней и проводится капитальная уборка после нанесенных им разрушений.
МЕЖДУ ТЕМ ГРУППА ЯДОЯНА ПРЕДЛАГАЕТ КОНКРЕТНЫЕ РАССЧИТАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Нет финансов? Простая арифметика показывает, что проведение пусть дорогих, но надежных мер по оздоровлению оползневого участка обойдется дешевле, чем бесконечные расчистка и ремонт той же территории. Но вместо этого правительство приглашает и оплачивает зарубежных специалистов, к примеру, японцев, которые на наши же деньги изучают то, что уже давно изучено и представлено в правительство нашими учеными. Сегодня оползневые участки в Армении изучены достаточно хорошо, а вкладывать деньги в их повторное изучение бессмысленно.
Некоторые чиновники, знакомые с проектами группы Ядояна, ссылаются на то, что их некому выполнять. Очевидно, они отстали от жизни и даже не знают, что в Ереване открылся филиал Американской компании, занимающийся строительством и укреплением зданий, мостов, оползневых участков и т.п. Они готовы сотрудничать с Ядояном, но для реализации разработок нужны заказы и деньги.
Уже около 30 лет существуют методы борьбы с оползнями, эффективно применяющиеся во всем мире. А мы все еще живем в каменном веке. И по 10 раз расчищаем и обновляем одни и те же участки.
P.S. С 1 января в Армении начнется строительство новой дороги Мегри — Бавра, которая должна соответствовать международным стандартам. На строительство выделены огромные средства. Однако по всей этой линии имеется много активных оползневых участков, а строительство активизирует и "спящие" участки. И если перед прокладкой дороги не будут проведены соответствующие мероприятия по укреплению этих участков, не исключено, что нам вновь придется по 10 раз расчищать и восстанавливать повреждения, нанесенные "внезапной активизацией" оползня.