На недавней (22 декабря) встрече представителей алмазно-ювелирной промышленности Армении с новоназначенным министром экономики Вааном Керобяном последний произвел на предпринимателей в целом благоприятное впечатление. Сказочники поначалу именно такое впечатление и производят…
УКАЗАННАЯ ОТРАСЛЬ АРМЯНСКОЙ ЭКОНОМИКИ после удара COVID-19 относительно быстро приходит в себя. Так, по заверениям некоторых профильных бизнесменов, вот уже несколько месяцев, как они вышли на докризисный, докоронавирусный уровень, что в сложившихся на сегодня тяжелых условиях Армении может считаться настоящим чудом.
Что же касается подкупающих, на поверхностный взгляд, но совершенно фантасмагорических идей министра Керобяна (о некоторых из них мы недавно писали в отдельном материале), то достаточно сказать, что при обсуждении вопросов, связанных с расширением рынка, он предложил рассматривать в качестве нового перспективного направления сотрудничества… иранский рынок.
Да, конечно, было бы просто замечательно найти в лице огромного рынка соседнего Ирана новый рынок сбыта для алмазно-ювелирной продукции Армении, но неужели министр экономики забыл об американских санкциях в отношении этой страны, следствием которых, в первую очередь, выступают колоссальные сложности с платежами, с банковскими переводами. «Подумаю над этим», — согласился Керобян в ответ на напоминание бизнесменов, но, может, тогда лучше сначала думать, а уж потом выдвигать нелепые идеи.
Пашиняновский министр экономики в очередной раз сильно погорячился, ведь даже в самом лучшем случае от торгово-экономических отношений с Ираном наверняка предпочтут воздержаться самые солидные алмазно-ювелирные компании из Армении, которые работают на американский рынок. Санкции из-за океана тут же настигнут и их, так что, как говорится, обойдется себе дороже.
В самом Иране алмазно-ювелирная промышленность неразвита, и на внутреннем рынке страны засилье аналогичной продукции из Турции и Дубая (она же – индийская). В свое время одна из армянских компаний попробовала заработать хотя бы на обучении алмазному делу представителей нашей диаспоры из Ирана, но даже из этого ничего не вышло.
ВООБЩЕ АРМЯНСКИМ МАСТЕРАМ чрезвычайно трудно конкурировать с аналогичной продукцией из Индии, которая заполонила весь мир своими дешевыми, мелкими (до 20 соток) бриллиантами. В свое время министр экономики Сурен Караян добился даже, чтобы 10%-ная таможенная пошлина на мелкие алмазы была обнулена сроком на 5 лет. Этот льготный период на сегодня уже истек…
Армянским алмазоперерабатывающим компаниям в силу их небольших размеров, объемов и оборотов, а также низкой платежеспособности невыгодно самостоятельно, каждая сама по себе, работать по договорам с российской алмазной госкорпорацией «Алроса» или Гохраном РФ. Это как с газом: невзирая на конъюнктуру цен, ты должен ежемесячно закупать алмазы по фиксированной стоимости, но в случае высокой волатильности на рынке велик риск оказаться в проигрыше.
Вот почему во многих странах с развитой алмазной промышленностью политическое поле для своих компаний в плане обеспечения сырьем обеспечивает правительство. То есть, последнее ведет переговоры с поставщиком алмазов для всех профильных компаний своей страны, а после уже каждая компания в рамках этой общей политической договоренности покупает те камни, которые ей сподручней перерабатывать в бриллианты. Это и будет государственной поддержкой импорта алмазного сырья из России. И, по словам участников той встречи с министром, Ваан Керобян взялся решить эту проблему. Посмотрим, станет ли очередная сказка былью…
