Логотип

АВИНЯН ЗАЯВИЛ, ЧТО В ЕРЕВАНЕ НЕТ ПРОБЛЕМ С КАЧЕСТВОМ ВОЗДУХА. НЕУЖЕЛИ?

«Качество воздуха не означает, что на балконе или подоконнике собирается пыль, оно определяется PM2.5 (показатель содержания твердых частиц — ред.)», — сказал на днях мэр Еревана Тигран Авинян на пресс-конференции. Он напомнил, что мэрия обязала крупных застройщиков разместить по два датчика качества воздуха.

«В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ С 143-Х ДАТЧИКОВ ПОСТУПАЕТ ИНФОРМАЦИЯ ПО PM2.5 (частицы диаметром до 2,5 микрометров, которые проникают глубоко в легкие и даже в кровоток). Индекс качества воздуха (AQI) составляет 41.2. Это превосходный показатель качества воздуха. А вот зимой качество воздуха значительно ухудшается», — признал Авинян. По его словам, мэрия пригрозила запретить недобросовестным застройщикам, не соблюдающим экологические нормы, возможность воспользоваться льготами.

Ранее, 9 августа член Совета старейшин Еревана от фракции «Национальный прогресс» Изабелла Абгарян заявила, что в городе разразилась экологическая катастрофа из-за строительной пыли. По ее словам, строительство осуществляется в ужасающих масштабах с такими же ужасающими нарушениями — граждане жалуются на сложившуюся ситуацию, налицо угрозы здоровью ереванцев. Абгарян заявила о недостатке контроля и мониторинга со стороны мэрии за выполнением экологических требований на стройплощадках.

В беседе с корр. «ГА» кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и экологии Ереванского государственного медицинского университета им. М. Гераци, член Совета старейшин Еревана из оппозиционной фракции «Национальный прогресс» Кристина ВАРДАНЯН отметила, что просто «гнать волну» по этой теме невозможно, потому что датчики показывают цифры, и с ними не поспоришь. Причем, о проблемах свидетельствуют датчики разных систем, включая те, которые установила мэрия. И в режиме реального времени мы можем проследить за той динамикой, которая есть в столице.

«ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ЕРЕВАНЕ СУЩЕСТВУЕТ ПОСТОЯННО, — считает К. Варданян. — Ее усугубляет особенность столицы Армении. Город находится в котловине, где в зимний период, особенно в туманную погоду, нет ветров. И в условиях высокой влажности и тумана нет возможности для рассеивания загрязнителей. Это все приводит к повышению их концентрации в воздухе с образованием смога. В результате фиксируются очень высокие показатели, опасные для здоровья. Они как минимум в 3 раза выше уровня, допустимого Всемирной организацией здравоохранения, что крайне опасно, потому что, к сожалению, организм человека не выработал системы защиты от этих мельчайших частиц PM 2,5. Они попадают в самые нижние отделы дыхательной системы, быстро всасываются в кровь и беспрепятственно отравляют организм.

В первую очередь, это чревато заболеваниями дыхательной системы. ВОЗ называет загрязнение воздушной среды «невидимым киллером», увеличивающим рост случаев смерти от инсультов и инфарктов до 25%, от рака легких — более 30%, от заболеваний дыхательной системы — более 40%».

Другим фактором, который увеличивает загрязненность воздуха, является Нубарашенская мусорная свалка, которая периодически горит. Еще один вопиющий факт — это массовая вырубка деревьев, которая была осуществлена в Ереване при пятикратном дефиците зеленых территорий общего пользования. Жуткая глубокая обрезка деревьев постоянно идет по всему городу.

Отдельная тема — это строительство, не контролируемое и не осуществляемое в соответствии со стандартами. Прямо в городе разрабатываются открытые карьеры. То есть, объективно есть все факторы для того, чтобы в Ереване увеличилось крайне опасное загрязнение воздушного бассейна.

«Мы тысячу раз поднимали этот вопрос на Совете старейшин,- продолжает К. Варданян.- Я говорила о том, что нет ни одного инструментального исследования, которое бы доказало, что, да, эти деревья надо убирать. Это все равно, что в XXI веке врач будет осматривать вас только на глаз, просто посредством пальпации поставит диагноз «неизлечим» и предложит усыпить. Нужно увеличивать водные поверхности в столице, как это практиковалось в советское время. Необходимо спасать реки Гетар и Раздан, которые находятся фактически на грани экологической катастрофы. А еще нужна кардинальная транспортная реформа, потому что основной загрязнитель – это автотранспорт».

О состоянии воздушного бассейна Еревана говорят и пишут уже много лет. Однако ситуация продолжает ухудшаться, что может привести к необратимым последствиям. Понимают ли это городские власти? Предпримут ли они, наконец, решительные шаги или, как обычно, ограничатся декларативными, далекими от реалий, заявлениями?