Логотип

МАТЬ И ДИТЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

В интервью «ГА» главный советник Национального института здравоохранения, кандидат медицинских наук, доцент Государственного медицинского университета Карине САРИБЕКЯН говорит о медицинских проблемах материнства и детства.

— Г-жа Сарибекян, в течение многих лет вы занимаетесь вопросами охраны здоровья матерей и детей. Как сегодня обстоят дела в этой сфере?

— Перед тем, как ответить на ваш вопрос, отмечу, что здоровье матерей и детей имеет особую социальную значимость, поскольку определяет состояние здоровья общества в целом. В сложных и опасных ситуациях, таких как стихийные бедствия, войны, обострение экономических и социальных проблем, женщины и дети страдают в первую очередь, поэтому им следует уделять особое внимание. Перед тем, как перейти в область организации здравоохранения, я 10 лет работала врачом-педиатром в Республиканской детской больнице и хорошо знаю эту сферу изнутри. Потом мне предложили работу в Минздраве, где я начала заниматься реализацией программ ООН, ВОЗ, Детского всемирного фонда. Оказалось, что протоколы ВОЗ существенно отличались от принятых в СССР. Первая из этих программ была посвящена грудному вскармливанию, затем — ведению детей с пневмонией и диареей, которые нередко становились причиной детской смертности. Отмечу, что после распада СССР во всех прежних советских республиках, кроме Армении, детская смертность повысилась. И когда представитель комиссии ВОЗ приехал в Армению, его очень удивил этот факт, который он назвал «армянским феноменом».

— Чем это объясняется?

— В период, начиная с тяжелых 90-х годов и до 2000, детская смертность в Армении сократилась в более чем два раза. Во время Первой Карабахской войны мы не потеряли ни одного ребенка, что объясняется особым отношением к детям в армянской семье и особым отношением врачей к своим маленьким пациентам. В плане статистики важную роль сыграло и то, что уехало азербайджанское население, а в этой среде всегда высокая детская смертность. Потом, благодаря новым программным подходам, младенческая смертность в Армении продолжала сокращаться, и сейчас на 1000 новорожденных приходится не более 6 смертных случаев в год, которые обычно связаны с врожденными патологиями. Все эти случаи подробно анализируются, мы пытаемся найти дополнительные возможности, чтобы снизить смертность новорожденных.

— То есть в целом тенденция положительная?

— Развитие медицинских технологий, совершенствование законодательства и протоколов несомненно способствуют сокращению младенческой и материнской смертности. Однако, есть проблемы, решение которых могло бы еще более улучшить ситуацию. Доказано, что, если только обеспечить детей до 6 месяцев исключительно грудным вскармливанием, это уже даст очень хорошие результаты, но наиболее желательным считается продлевать грудное вскармливание до двух лет, разумеется, при своевременном прикорме. Так рекомендует ВОЗ, а прежде считалось, что после года ребенка следует отрывать от груди. Научно доказано, что материнское молоко незаменимо для обеспечения потребностей ребенка в белках и витаминах, и одно только это может сократить детскую смертность на 10%. Причем Армения – единственная страна мира, в которой грудное вскармливание поддерживается законом. После землетрясения материнское молоко получали только 20% детей, сейчас этот показатель повысился до 80%. И все-таки эта проблема остается актуальной, поскольку, хотя реклама искусственных смесей запрещена, их производители используют любую возможность для продвижения своих интересов. Поэтому даже врачи, попадая под их влияние, нередко рекомендуют матерям переводить ребенка на искусственное вскармливание, которое никак нельзя признать полноценным. Ведь эти продукты готовятся на основе коровьего молока, а природа никогда не ошибается, и для каждого вида наиболее полезным является его молоко. В коровьем молоке очень много белка, и оно тяжело переваривается ребенком до года.

— А «Нарине»?

— Это прекрасный лечебный продукт, который нужно давать детям при нарушении пищеварения, но он не может заменить материнское молоко.

— Что еще изменилось в подходах к здоровью детей?

— Было реализовано несколько разных программ, одна из которых касалась вопросов госпитализации. Например, прежде считалось, что при пневмонии и диарее ребенка нужно лечить в стационаре, причем при диарее ребенок сразу же направлялся в инфекционную больницу, где, случалось, подхватывал и другие инфекции. Сейчас подход к этим вопросам полностью изменился. По мнению ВОЗ, по крайней мере, при нормальном течении этих заболеваний, ребенок может получать лечение дома, разумеется, при грамотном уходе матери и наблюдении лечащего врача. При этом смертность при диарее от обезвоживания снизилась в 10 раз. Сегодня лечащему врачу предоставляется право самому принимать решение о госпитализации. Но есть вопросы, которые надо решать. В первую очередь — обучать матерей грамотному уходу за больными детьми. Программы, которые мы проводили, были направлены не только на специалистов, но и общество, в Ереване и регионах создавались центры, в которых организовывались занятия с мамами, что существенно улучшило ситуацию.

— Какими причинами обычно бывает обусловлена материнская смертность?

— В основном это две причины: акушерские – кровотечения и послеродовой сепсис, и непрямые, связанные с другими заболеваниями. Но в последние годы материнская смертность в Армении по акушерским причинам значительно сократилась. В большинстве случаев женщины умирают от болезней, несовместимых с беременностью. К счастью, в этом году у нас таких случаев не было, в прошлом году их было пять.

— Есть заболевания, при которых рожать не рекомендуется. Что-то изменилось в подходе к этому вопросу за последние годы?

— Это очень актуальный вопрос, но медицина – не точная наука. Двух одинаковых случаев не бывает, за период моей практической работы было порядка 300 таких случаев, и все они разные. Нужен индивидуальный подход с учетом всех имеющихся факторов. При пороке сердца, онкологических заболеваниях, волчанке, аутоиммунных заболеваниях врачи обычно уговаривают пациентку прервать беременность, но некоторые женщины на это не соглашаются, даже если роды являются реальной угрозой их жизни. Но врачи не имеют права принимать решение без согласия женщины, хотя отказ прервать беременность иногда влечет за собой трагические последствия. Однако за последние годы список заболеваний, при которых рожать не рекомендуется, значительно сократился. Сегодня уже не существует такого рода ограничений при эпилепсии, диабете и некоторых других заболеваниях. Качество медицинской помощи повышается, но важную роль играет и человеческий фактор, условия, при которых протекает беременность. К сожалению, в Армении, особенно в сельской местности, многие женщины, вступив брак, скрывают свои заболевания от семьи мужа, хотя и нуждаются в особых условиях в период беременности. Они должны быть под постоянным наблюдением врачей, что значительно снижает риски. Многие случаи материнской смертности обусловлены именно тем, что при беременности женщине не были обеспечены условия, необходимые при имеющемся у нее заболевании.

— Как вы относитесь к Кесареву сечению?

— Существуют четкие медицинские показания к этой операции. В ряде случаев это делается тогда, когда существует угроза жизни матери и ребенка или одному из них. Иногда Кесарево делается и для того, чтобы избежать вероятных осложнений. Но в последнее время появляется много женщин, которые настаивают на этой операции, чтобы не испытывать боли при родах или хотят родить ребенка в определенный день, который считают счастливым. Но врачи, имеющие большой опыт работы, знают, что природа мудрее нас и навязывать ей свои решения неразумно. Природа все предусмотрела. Рождение ребенка должно происходить именно тогда, когда организмы матери и плода к этому полностью готовы, поэтому грамотные специалисты делают Кесарево только после начала схваток, в противном случае это необоснованное медицинское вмешательство, которое может иметь свои негативные последствия. То же самое касается и преждевременной стимуляции родов.

— Насколько мне известно, в Армении существует проблема прерывания беременности по признаку пола ребенка. Что вы скажете по этому вопросу?

— Да, большинство армянских семей предпочитает иметь мальчиков. И нередко женщины, узнав, что они беременны девочкой, прерывают беременность. Но сейчас аборт по признаку пола запрещен. Постепенно меняется и психология общества. Все больше семей предпочитают иметь девочку.

— На какие проблемы следует обратить внимание государства, чтобы улучшить состояние здоровья матерей и детей?

— Я работала с 13-ю министрами, из которых мало кто понимал, что политика в области здравоохранения в первую очередь должна быть сориентирована не на медицину, а на общественное здравоохранение. Чем больше развивается медицина и внедряются новые технологии, тем меньше денег остается на профилактику. Напомню также, что здоровье нации только на 10% зависит от медиков, а остальное — экология, наследственность, образ жизни, здоровое питание, нормальные социальные условия и т.д. Тут необходима комплексная программа, которая снизит негативное влияние немедицинских факторов.