«Почему до сих пор нет попытки расследования? Если Армения теперь дружит с Азербайджаном, как уверяет нас Трамп, разве нельзя провести совместное расследование? Почему не названо ни одной фамилии ответственных? Или вы боитесь, что это был всё-таки теракт, и эпоха мира окажется под угрозой? Почему от властей мы так и не услышали даже элементарного слова соболезнования?
Сегодняшняя наша скорбь — это не только память о погибших. Это и протест. Протест против равнодушия, против молчания, против забвения той катастрофы».
ЭТО ЦИТАТА ИЗ ЗАПИСИ НУНЕ АРАКЕЛЯН ИЗ АРЦАХА, ПОСВЯЩЕННОЙ ВТОРОЙ ГОДОВЩИНЕ страшной трагедии – взрыва на складе топлива в Айказове, на дороге Степанакерт-Аскеран. Трагедии, которая стала последней, поистине чудовищной каплей в длинной череде обрушившегося на армянский народ Апокалипсиса – 44-дневной войны, 10-месячной блокады, военной агрессии 19 сентября, геноцида, однодневной войны и Исхода. Остающийся до сих пор загадкой взрыв 25 сентября 2023 года унес жизни 219 человек, 300 получили ранения, 22 – пропали без вести (данные ресурса Նորություններ Արցախից).
Спустя 2 года нет ответов на главные вопросы. Что стало причиной взрыва – случайность или теракт? Как могли бесследно – в буквальном смысле – исчезнуть 22 человека? Почему не проверяются крайне неоднозначные свидетельства и факты, которые приводили тогда и не устают повторять арцахцы и которые доказывают, что в этом деле остается множество непонятных и не выясненных до сих пор обстоятельств?
В октябре 2023-го президент Арцаха Самвел Шахраманян объяснил произошедшее паникой, хаосом и несоблюдением правил безопасности. Руководитель пресс-службы МВД НКР Унан Тадевосян подтвердил, что это основная версия, но при этом не исключил и версию теракта.
4 января 2024 года тогдашний глава Следственного комитета РА Аргишти Кярамян, отвечая на вопрос, удалось ли выяснить причины взрыва, заявил, что инициировано производство и расследование ведется в контексте того, что общая ситуация вытекает из реалий этнической чистки. «Люди пытались достать жизненно необходимое топливо, и это свидетельствует о том, что они находились в удручающем состоянии. Они оказались в таком положении из-за политики Азербайджана», — сказал Кярамян.
Кстати, эти слова – единственное, пожалуй, признание главной, глубинной причины взрыва – вне зависимости от того, был ли он терактом или случайностью – со стороны властей РА. Ни разу после этого пашиняновская клика не заикалась о трагедии 25 сентября, ни словом не обмолвилась ни в первую, ни во вторую годовщину трагедии, не высказала сочувствия, соболезнования родным жертв. В Армении так и не был объявлен день траура по жертвам взрыва.
Пойдем дальше. Жительница Степанакерта Стелла Абрамян пишет о том, что с раннего утра 25 сентября распускались «необоснованные, противоречащие один другому, панические и провокационные слухи, которые с удивительной скоростью распространялись по всему городу».
ГОВОРИЛИ, ЧТО НИ НА ОДНОЙ ЗАПРАВКЕ НЕТ БЕНЗИНА, КРОМЕ АЙКАЗОВА. «Абсолютная ложь. Я лично взяла на заправке Цор 16 литров бензина. Утверждали, что всю ночь в Айказов завозили бензин, что там неограниченные объемы и каждый может взять столько, сколько захочет – и это тоже абсолютная ложь», — свидетельствует она.
«Арцахцев всячески направляли именно на бензоколонку Айказов. И представьте, какая огромная толпа молодых людей с множеством канистр в руках заполонила ведущие туда улицы… С какой целью с раннего утра распускались по всему городу эти лживые, подлые, провокационные слухи, и кто их «автор»?, — пишет Стелла.
Депутат НС от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян задается другими вопросами: «Как так получилось, что охрану этого склада до самой трагедии осуществляли силы спецназа, как и по чьему приказу за несколько часов до взрыва эти силы были оттуда выведены, а объект военного значения, по сути, оказался брошенным на произвол судьбы? Разве правительство РА не было в курсе всего этого (уверен, что было) и как, по чьему приказу и исходя из каких мотивов действовал командующий Армией обороны с точки зрения защиты и обеспечения безопасности объекта?».
От себя добавлю, что последний командующий Армией обороны Арцаха Камо Варданян упорно молчит и об этом, и обо всем другом.
В марте 2024 года омбудсмен Арцаха Гегам Степанян заявил, что попытки возобновления поисковых работ на месте взрыва азербайджанская сторона отклоняет, всячески нарушая договоренности, а Армения не поднимает эти вопросы на переговорах. Косвенно эти сведения подтвердил ранее тот же Кярамян, заявив: «Следственные органы Армении более чем за три месяца не смогли получить доступ к месту инцидента для его осмотра».
То есть, по сути дела, была договоренность о проведении расследования, но оно не было проведено – дело просто замяли.
Не потому ли, что в ходе следствия подельники в Баку и Ереване боялись «выйти на самих себя»? Если нет, то на фоне взаимных разглагольствований о якобы наступившем мире лучшим доказательством искренности намерений стало бы, возможно, совместное расследование и выяснение судьбы пропавших без вести. Но об этом, само собой разумеется, даже говорить не приходится.
Накануне второй годовщины агентство News.am обратилось в Следственный комитет с вопросами, касающимися расследования взрыва. Оттуда более чем лаконично ответили, что, дескать, «уголовное производство находится в активной фазе», и что «публичное уголовное преследование в отношении кого-либо пока не возбуждено».
ТО ЕСТЬ – НИ-ЧЕ-ГО. ИЗЛИШНЕ ГОВОРИТЬ И О ТОМ, ЧТО НИКАКИХ ПОИСКОВ пропавших людей не ведется – властям Армении их судьбы безразлична так же, как и судьба 23 официально подтвержденных пленных.
В прошлом году родственники погибших и пропавших при взрыве провели несколько акций, требуя расследования. Люди приводили свидетельства очевидцев о том, что на месте взрыва видели азербайджанцев, вывозивших раненых. Что три неопознанных тела, о которых также говорил экс-глава СК, принадлежат азербайджанцам. О том, что с телефонов пропавших без вести были впоследствии звонки родителям… И о многом другом.
Николовские правоохранители за 2 года не удосужились проверить даже эти данные, что уж говорить о требовании получить доступ к месту взрыва. Можно с уверенностью утверждать, что дело де-факто просто закрыто. Как и все остальное, что связано с преступлениями, которые безнаказанно творил Азербайджан на протяжении последних пяти лет — с 44-дневной войной, блокадой, убийствами мирных граждан, военной агрессией 19-20 сентября…
С той катастрофой, что потрясла армянский мир и потрясает до сих пор. С той антиармянской политикой, что проводили и продолжают проводить оккупировавшие Армению и сдавшие Арцах турецкие ставленники.
Стремление де-факто властей РА всячески замять дело о взрыве, унесшем жизни 218 человек с 22 пропавшими без вести и изувечившим около 300, как нельзя лучше свидетельствует, что скорее всего имело место очередное террористическое преступление Баку, о котором их ереванские подельники были очень даже в курсе.