В Ереван входят 12 административных районов, каждый со своей историей и достопримечательностями. С одних столица начиналась и продолжалась, другие влились, возникли позже. К этим другим принадлежит Канакер, который ныне является частью общины Канакер-Зейтун. Многое ли знают о нем ереванцы? Думаю, что не так уж, даже с канакерской пропиской. А вот читателей книги Мартина ЗИЛЬФУГАРЯНА «Канакер с древних времен до наших дней» ожидает множество открытий, рассказывающих о жизни поселения, существовавшего многие века.
Немного об авторе
Мартин Матвеевич Зильфугарян родился в Горисе в 1952 году, с 12 лет живет в Ереване. Окончил в 1978 году юридический факультет ЕГУ, работал в правовой сфере, в 1991 году стал кандидатом юридических наук, преподавал в ЕГУ и других вузах, автор ряда книг и многих статей. Вместе с Серо Ханзадяном, Суреном Хачатряном основал журнал «Татев», с 2020 года руководит арменоведческим центром «ЭтноТатев».
ИНТЕРЕС К КАНАКЕРУ ВОВСЕ НЕ СЛУЧАЕН, ЗДЕСЬ ДОЛГИЕ ГОДЫ ЖИЛ ЕГО ОТЕЦ, основавший типографию, позже «ЭтноТатев». Ныне Мартин с семьей проживает в отцовском доме, любит доставшийся ему в наследство Канакер и написал о нем солидный труд объемом в 460 страниц энциклопедического формата, с множеством фотографий.
Если очень коротко, в книге содержится информация о памятниках старины, церквах, известных людях, семьях, школах, предприятиях, медучреждениях, традициях и нравах канакерцев. Есть и юмор разных времен. Много места отведено Хачатуру Абовяну, оставившему потомкам ценную информацию о жизни села, которое вошло в Ереван только в 1958 году. А первое из сохранившихся письменных упоминаний датировано 1206 годом в рукописи из монастыря Агарцин.
Название, пещеры, церкви
Поселение по одному из преданий связано с именем сына Ноя Хама (Кама), который основал здесь село. Если поближе к нашим временам, когда-то на этом холме жил князь Канан с сестрой, и это родство (Кана-куйр) преобразовалось в Канакер. О том, что местность была обжита давно, свидетельствуют пещеры доурартского периода, которые стоило бы исследовать.
С ПРИНЯТИЕМ ХРИСТИАНСТВА В КАНАКЕРЕ ВОЗВЕЛИ ЦЕРКВИ. Автор перечисляет сохранившиеся и напоминает о разрушенных. Одна из них называлась «Семь колыбелей». Ее история связана с катастрофическим землетрясением 4 июня 1679 года (кстати, разрушившим и храм Гарни). Стихия тогда уничтожила большую семью, проживавшую в одной из пещер. Оставшийся в живых дед построил церковь, назвал, но время не пощадило и ее. А общее число жертв землетрясения в Канакере составило тогда 1228 человек.
Потом были построен новые церкви. В их числе русская церковь Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1913-1916 гг.). С особым почтением канакерцы относятся к хачкару Петевана, выдержавшему то землетрясение. Петеван — имя врача, который вылечил многих и возвел этот хачкар в память о сыне. Ныне паломничество к хачкару продолжается. Люди возлагают цветы в надежде обрести здоровье, ребенка.
Член-корр. НАН РА, историк Арам Симонян отмечает, что автор сумел, кроме известной информации о 3 церквах Канакера, представить в общей сложности 8 храмов, другие достопримечательности, и это значительный вклад в изучение истории поселения, подарившего Армении Хачатура Абовяна.
Канакерцы, известные многим
Сегодня в общине Канакер-Зейтун проживает 80 тысяч человек (20 тысяч в Канакере). Два слова о Зейтуне. Его построили репатрианты, начиная с 1946 года, и этот поселок как бы сблизил Канакер с Ереваном и объединил их, превратив канакерцев в жителей столицы.
ДО Х. АБОВЯНА В КАНАКЕРЕ ХВАТАЛО ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ, НАЧИНАЯ С ИСТОРИКА ЗАКАРИЯ КАНАКЕРЦИ (1627-1699). Патриархом Иерусалима был в 1775-1780 гг. архиепископ Оваким. Конечно, много страниц отвел автор Хачатуру Абовяну, рассказу о его Доме-музее, анализу романа «Раны Армении», главный герой которого (прототип Агаси) похоронен во дворе церкви Сурб Аствацацин.
Зильфугарян достаточно подробно рассказывает о родившихся в Канакере или учившихся в школе N117, первой ступени на пути к признанию. Искусного резчика по дереву Ованеса Нагашяна (1876-1968) высоко ценил великий Ерванд Кочар. Художница Регина Казарян (1915-1999) спасла, сберегла для нас часть рукописей Егише Чаренца. Продавец и даритель цветов Кара бала (Степан Арутюнян) был влюблен в актрису Арус Восканян и после ее смерти возлагал по одной розе на ее могилу. Памятник Кара бале есть не только в Ереване, на ул. Абовяна, но и в Мартуни.
Из наших современников автор представляет руководителя АНА Размика Василяна, министра градостроительства Вардана Варданяна, шахматиста Габриела Саркисяна, скульптора Вазгена Исакова, чемпиона мира по самбо Гарника Ованнисяна. С уважением пишет о депутате Артуше Симоняне (1960-2022), много сделавшего для восстановления церквей. Из Канакера вышли депутаты Самвел Шахмурадян (1955-1992), Арман Абовян (кстати, из рода Х. Абовяна), Артак Зейналян, Гегам Манукян, Асмик Акопян.
Нравы, традиции, школы, учреждения
М. Зильфугарян включил в свою работу много сведений о том, как жили и как живут сегодня канакерцы. Время, конечно, берет свое, но опыт прежних поколений, семейные традиции продолжаются. Канакерцы дружно отмечают церковные, народные, светские праздники. Кстати, здесь сохранились и семьи потомков цыган (армянские боша). Живут дружно, но браки все же боша заключают между своими.
Зильфугарян рассказывает о школах, любимых учителях, Институте хирургии им. Микаеляна, Онкологическом центре им. Фанарджяна, российском военном гарнизоне, ботаническом саде и многих других учреждениях, расположенных на относительно небольшой территории и играющих серьезную роль в масштабах столицы.
Легенды, сказания, юмор
Этого добра тоже достаточно собрал автор. Вот, к примеру, название родника «Царав ахпюр». Как оно сложилось? Говорят, что один канакерец поспорил с другим, что отведет его к роднику и приведет обратно, не дав выпить ни капли. Пошли. У родника хитрец говорит: «А как я докажу, что не дал тебе выпить? Ведь свидетелей нет… Пойдем за третьим». Пошли, и так хитрец победил.
ИНТЕРЕСНАЯ ЛЕГЕНДА-БЫЛЬ ПОСВЯЩЕНА ЦЕРКВИ СУРБ КАРАПЕТ. Соне Папян стали видеться сны о церкви, которая когда-то была на месте дома, где семья получила в 1964 году квартиру. А позже ее сын, 5-летний Ашот, стал рисовать церкви. Соня, кстати, была атеисткой и секретарем парторганизации. Сны продолжались. Шло время. Семья восприняла происходящее как знак свыше. Последовали обращения к духовным и светским властям с просьбой о строительстве церкви рядом с домом. 5 декабря 1991 года из Ереванского горсовета сообщили по телефону о выдаче разрешения, а через час внезапно умер Ашот… Церковь построили, а освятил ее от Араратской епархии ААЦ нынешний Католикос Гарегин II.
Свернем от этой печальной, труднообъяснимой истории к юмору. Его тоже в книге хватает. И не только из уст канакерцев. Зильфугарян приводит понравившийся ему эпизод за авторством Арамаиса Саакяна. Заходит наш главный юморист в Гюмри в аптеку и просит лекарство от головной боли и тут же рассыпается смехом, потому что аптекарша спрашивает: «А какой у вас размер головы?»
Учитель говорит ученикам в классе.
— Тот, кто считает себя глупым, пусть встанет.
После паузы встает всего один мальчик.
— Ты считаешь себя глупым?
— Нет. Просто неудобно, что вы один стоите.
*****
Теща говорит по телефону зятю.
— В доме газом пахнет. не знаю, что делать…
— Ты женщина верующая. Зажги свечку, помолись.
****
Хачик открыл в Канакере магазин гробов и написал на вывеске: «Зал подземной мебели».
Хачатур Абовян говорил
Великий просветитель Абовян трижды поднимался на вершину Арарата. В книге содержится ряд отрывков из его произведений, мыслей. Абовян записывал и фольклор. Вот образец.
Деревья созвали собрание на тему: как избавиться от топора? Одно из них сказало: «Если мы, деревья, рукоятку не дадим, топор ничего не сможет сделать». Выходит, что безжалостную власть подпитывает, укрепляет народ.
Сегодня эта истина в очередной раз всплывает в очередной стране. У нас. И давно пора делать выводы.
Завершая заметки о ценном труде Мартина Зильфугаряна, добавлю, что он использовал множество источников, рассказывающих не только о Канакере, но и Ереване, Армении, так что внимательный читатель почерпнет много дополнительной интересной информации.
Профессор Ф. Паррот из Дерптского (Тарту) университета, поднявшийся с Абовяном на Арарат, как-то сказал: «Кто не видел Армению, узнает ее, увидев Абовяна».
Приведу под конец еще цитату от автора «Ран Армении»: «Отдай дыхание, душу, но Родину врагу не отдавай».