Логотип

ПРОЩАЙ, МАЙРИК!

Самая «армянская» итальянка, культовая актриса золотой эпохи кино Клаудия Кардинале, муза режиссеров Лукино Висконти и Федерико Феллини, скончалась в возрасте 87 лет…

КЛАУДИЯ КАРДИНАЛЕ, ИЗВЕСТНАЯ АРМЯНСКОМУ ЗРИТЕЛЮ В ЧАСТНОСТИ ПО ПРЕКРАСНОЙ РОЛИ МАЙРИК в легендарном фильме Анри Вернея (Ашот Малакян), родилась 15 апреля 1938 года в Тунисе. В четырнадцать лет Клаудия впервые попала на экран. Это был документальный фильм. Она мелькнула в нем на несколько секунд.

Сначала в фильмах актрису, говорившую низким хриплым голосом с сильным французским акцентом, дублировали, но языковая проблема не помешала ей вместе с Анной Маньяни, Софи Лорен и Джиной Лоллобриджидой стать итальянской национальной гордостью.

Кардинале снялась более чем в 120 фильмах у лучших режиссеров эпохи. Прежде всего итальянских — Висконти, Феллини, Моничелли, Джерми, Дзурлини, Кавани, Дамиани, Леоне. Но также у француза Абеля Ганса и Клода Лелуша, у немца Вернера Херцога и португальца Мануэла ди Оливейры. Снималась она и в Америке. Ее партнерами были Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо, Марчелло Мастроянни и Жак Перрен, Берт Ланкастер и Питер Селлерс, Генри Фонда и Клаус Кински. В 1969 году сыграла рядом с Питером Финчем и Шоном Коннери в советско-итальянской картине «Красная палатка», ставшей последней режиссерской работой Михаила Калатозова.

В беседе с корр. «ГА» российский киновед Андрей Плахов отметил, что кадры с ослепительной, хохочущей на снегу Клаудией вошли в иконографию мирового кинематографа. «А для меня лично Кардинале осталась «невестой Бубе» из одноименного фильма Луиджи Коменчини с симпатией к итальянским коммунистам: я посмотрел его в советском прокате в ранней юности и был до глубины души тронут историей верной любви,- сказал А. Плахов.- Ключевую роль в судьбе актрисы сыграл великий Лукино Висконти, ставший ее учителем и относившийся к ней с трогательной, почти отцовской любовью. Сначала он дал ей небольшую роль в «Рокко и его братьях», а потом — главную в «Леопарде». В том же 1963-м, когда вышел «Леопард», актриса воплотила идеал одухотворенной женственности в «Восьми с половиной» Федерико Феллини.

Вскоре Висконти вновь приглашает ее и даже пишет на нее сценарий антифашистской драмы «Туманные звезды Большой Медведицы». Висконти ценил «животный магнетизм» актрисы в диапазоне от кошечки до тигрицы. Говорил, что за ее кажущейся простотой и доступностью скрывается тайна. Со времен «Леопарда» и «Туманных звезд» прошло шесть десятилетий. Кардинале на закате своих лет никак не была похожа на других пожилых кинозвезд. Ее оружием стал юмор».

В 1991 ГОДУ ФРАНЦУЗСКИЙ РЕЖИССЕР АНРИ ВЕРНЕЙ ПРИСТУПАЕТ К СЪЕМКАМ ФИЛЬМА «МАЙРИК», главные роли в котором исполнили египетский актер Омар Шариф и Клаудия Кардинале. За работу в нем Омару Шарифу был запрещен въезд в Турцию.

История создания этого фильма берет свое начало в 1985 году. Тогда по предложению своего друга, французского писателя Анри Труайя, Верней написал сборник рассказов «Майрик», в основу которого легла история его семьи — Геноцид армян, судьба и жизнь эмигрантов в новой для них стране. Спустя время этот сборник ляжет уже в основу сценариев двух фильмов Вернея — «Майрик» (1991) и «Улица Паради, дом 588» (1992).

Клаудия Кардинале и Омар Шариф исполнили роли супругов, со своей семьей спасшихся от Геноцида и бежавших во Францию. Марсель открыл для них свои двери. Здесь им пришлось столкнуться с трудностями жизни эмигрантов и  преодолеть их.

 Кардинале восхитительно передала образ Майрик — доброй, ласковой, заботливой и готовой на любые лишения, лишь бы ее семье было хорошо. В документальной ленте, снятой Вернеем и посвященной созданию фильмов «Майрик» и «Улица Паради, дом 588», Кардинале вспоминала: «Это фильм, построенный на мелочах, на повседневных чувствах, на любви. В нем много целомудрия, что касается чувств, вещей, о которых не говорят, но они чувствуются. Так что фильм создан из мелочей. И именно это потрясающе, потому что все во взглядах, в жестах».

Клаудия Кардинале, посетив впервые Армению и познакомившись с армянскими женщинами, заявила на пресс-конференции в Ереване, что, если бы ей пришлось сегодня воплощать роль армянской женщины в фильме «Майрик», она бы ничего в этом образе не изменила. «Я бы ничего не изменила, кроме того, армяне и итальянцы очень похожи”, — сказала знаменитая актриса.

В одном из своих последних интервью Кардинале сказала: «Как много людей, бывших частью моей жизни, покинули наc навсегда. Однако, быть может, именно потому, что я никогда не ходила на похороны — кроме похорон Серджо Леоне и Лукино Висконти, — они еще здесь, со мной…Мы всегда вместе и держимся за руки — как в финальном хороводе поразительного фильма «Восемь с половиной»…

…Перейдя в определенную возрастную планку, актриса придумала себе образ смешной, даже чуть нелепой девчонки, перед которой не надо стоять на цыпочках, как перед живой легендой, а можно непринужденно болтать, хохотать, дурачиться, словно со старой приятельницей. В 2012 году Клаудия была почетной гостьей фестиваля в Одессе, а на экране показывали великий фильм «Восемь с половиной». Теперь и она сама, и ее эпоха ушли в прошлое, которое живо только в несравненных кинокадрах и в лице последней здравствующей героини того времени — Софи Лорен.