СГОНКА ВЕСА ОБЫЧНО ДОСТИГАЕТСЯ через уменьшение количества жидкости в организме. С этой целью спортсмен практически не употребляет жидкости, а избыточное потоотделение стимулируется с помощью сауны и двигательных упражнений в теплой одежде. Также дополнительному выведению жидкости способствует употребление мочегонных и слабительных препаратов.
Однако слишком большая потеря веса может ухудшить результат спортсмена, нанести вред здоровью и даже привести к смерти через тепловой удар из-за ухудшенной терморегуляции по причине обезвоживания организма. В некоторых видах спорта необходимых килограммов достаточно достичь лишь к моменту взвешивания, после чего делается попытка за несколько часов восстановить состояние организма посредством принятия необходимых веществ парентеральным (в основном инъекции и ингаляции) и пероральным (через рот) способами.
Сгонка веса порой становится для спортсменов мучительным процессом. Это можно увидеть на примере борцов. Согласно некоторым исследованиям свыше 90% борцов прибегают к этой процедуре (больше 50% из них сгоняют вес постоянно). Достоверно установлено, что большинство борцов, снижающих вес, занимают более высокие места, чем не снижающие вес. Норма потери веса зависит от весовой категории.
Один из лучших тренеров в истории вольной борьбы Юрий Шахмурадов (родился в Азербайджане, в семье выходцев из армянского села Хин Таглар в Арцахе) однажды вспоминал, как сгонял вес первый в истории вольной борьбы пятикратный чемпион мира Али Алиев (аварец, уроженец Дагестана).
В ходе одной из Спартакиад народов СССР в Москве Алиеву пришлось сгонять около 10 кг веса. Изнеможенный спортсмен попросил «Шаха» (прозвище Шахмурадова) отправить своего односельчанина на такси в Подольск (почти 45 км от Москвы) за родниковой водой. Парень привез с собой 3 литра воды. Алиеву за день до взвешивания пить было категорически нельзя. Лежа на кровати, он попросил армянского борца выпить эту воду.
Шахмурадов начал выполнять просьбу друга, но тот остановил его: «Нет, не так пей. Как в фильме «Тарас Бульба» пей, чтобы у тебя вода изо рта выливалась». Алиев в этот момент получал удовольствие от того, что кто-то воду пьет. У него в машине всегда был стограммовый граненый стакан, и он тогда сказал: «Вот посмотришь, как вернусь со Спартакиады, сто стаканов воды из родника выпью в Дербенте».
Шахмурадов заявил, что это невозможно, и борцы поспорили, причем под расписку (на что именно – история умалчивает). После Спартакиады, где Алиев стал чемпионом, друзья приехали к тому роднику в Дербенте. Но Алиев не посчитал, что сто стаканов по 100 граммов – это 10 литров воды. Выпил два стакана, а там текла теплая щелочная вода, и больше не смог…
Куда более жесткие истории про сгонку веса недавно рассказал российскому изданию «Спорт-Экспресс» главный тренер сборной России по вольной борьбе Дзамболат Тедеев.
НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ 2016 года в Рио-де-Жанейро проблема с похудением возникла у российского вольника Виктора Лебедева: ему никак не удавалось перед стартом согнать буквально 200 граммов. Никакие двигательные физические упражнения не помогали. Тогда тренеры заперли спортсмена в бане. В один момент наступила тишина. Когда дверь открыли, Лебедев лежал без сознания. Пришлось приводить его в чувство, даже вытаскивать запавший язык. В итоге в иностранные СМИ просочилась информация, что российская команда ради медалей готова пожертвовать своими спортсменами. Кстати, все эти мучения не помогли Лебедеву завоевать олимпийскую медаль.
В бытность спортсменом сам Тедеев стал свидетелем того, как иранский борец не мог согнать 100 граммов на чемпионате мира. Времени оставалось мало, и тренер взял и ударил его по носу. Пошла кровь, но зато необходимый вес был достигнут. Причем на взвешивание иранца занесли как мешок, положили, взвесили и унесли обратно. В итоге он завоевал бронзовую медаль. В другом случае борец так и не смог согнать 100 грамм и выступить на крупном соревновании, хотя сидел в сауне до потери сознания. Точнее, парня заперли, он стучал в дверь, пока не отключился. Хорошо, что врач сразу сделал искусственное дыхание.
«Много таких моментов, когда человек гоняет, гоняет, но не может согнать, — признался Тедеев. – Я личному тренеру и ответственному за вес в таких случаях говорю: «Ты же отвечаешь за это. Давай, пока он не сгонит, тоже с ним будешь сидеть в бане». И они сидят там часами. Многие вещи у нас остаются за кулисами. Если бы человек, который не является профессионалом, знал все это, то сказал бы: «Вы нелюди», поскольку порой приходится прибегать к таким нечеловеческим методам».