Логотип

НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ЖИВЕТ ХУДОЖНИК

Полжизни художника Ерванда Бичахчяна ушло на организацию клуба городской интеллигенции. "Вернатун" так и остался мечтой. Властям, говорит он, это не нужно. Молодежь повально увлечена картами, пьет пиво или засиживается перед компьютером. Тоскуя по общению, взрослые у себя дома создали свой мирок, ограниченный телеканалами, живут в отрыве от реальной действительности. Лично я в город редко выхожу — неуютно, пыльно, грязно.

Улица, на которой находится дом Бичахчяна, — самая благоустроенная. Каждое утро он с супругой выходит подметать тротуар, летом они ухаживают за цветником. Пример четы заразил соседей, которые тоже выращивают цветы у своих домов, следят за чистотой. Их вдохновил пример Ерванда. Жаль, что на остальных улицах их опыт не востребован. Сам Ерванд шутит: "Порядок на нашей улице объясняю тем, что работаю нештатным дворником".

Работы члена Союза художников Армении Ерванда Бичахчяна — около 1700 полотен — находятся во многих странах мира, но об этом мало кто знает. Каждое утро жители встречают художника на родной улице, которая, как цветущий островок, радует всех своей летней красотой и свежестью. "Нужно любить все, — говорит Ерванд, — людей, город, улицу, а это означает, что, уважая себя, уважаешь других".

Есть еще одна мечта у Е.Бичахчяна — открыть в городе картинную галерею. 30 лет просит он муниципальную власть выделить участок под строительство выставочного зала. Но его идея с тех пор так и не вдохновила ни одного градоначальника. Три сотни работ, которые готов он подарить родному городу, никого не интересуют. Его примеру последовали бы и другие художники. Увы, приватизация показала: торгашеский дух правит общиной. Магазинно-объектный бум — предел мечты провинциальной жизни. "Я воспитал, — говорит Е.Бичахчян, — более трехсот художников, некоторые из них стали профессионалами. Добавим к этому список выпускников городской художественной школы. Представляете, сколько в городе людей, разбирающихся в живописи. Стыдно не иметь выставочного зала. Слава богу, в прошлом году построен центр культуры имени американского художника Вараза Самуэляна, сорок работ которого находятся в центре".

Знаменитый на весь мир художник в родном городе — не пророк. Его вспоминают, когда нужно приобрести картины для почетных гостей мэрии. В такие дни ведет чиновников дорога, словно в храм, на улицу, где находится мастерская художника. Порог дома — грань, с которой начинается преображение посетителя. Ощущение такое, что до леса еще идти им и идти, но запах свежего воздуха уже обволакивает тебя. Слева — открытая дверь, в пролете которой стена с непривычным ковром, с громадными светлыми розами. Нежно-сиреневые, молочно-белые, наполненные светом розы забыть невозможно: они, кажется, по-настоящему пахнут ароматами розария. "Мечтаю нашу улицу превратить в цветник, — говорит Ерванд. — Цветы — улыбка жизни, найденная радость, переливы настроения. Я создаю иллюзию роз, не копирую природу. Художник, глядя на живые цветы, должен внести нечто свое, чтобы получилось произведение. Потом уже картина отражает то настроение, которое я вложил в нее".

В пейзажах Ерванда Бичахчяна преобладает красный цвет. "В нем, — говорит он, — много активности, праздничности, щедрости и роскоши. Этот цвет любила моя мать и вязала вещи из красных ниток. Когда я рисую красками, перед глазами появляются мамины руки…"

Поднимаемся на второй этаж. Здесь со всей остротой убеждаешься: в мастерской художника восстановлена первозданная красота природы. Мне лично пришлось ощутить силу брюсовского образа из стихотворения "Творчество". Представьте руки, которые "полусонно чертят звуки в звонко-звучной тишине". Сказанное будем считать романтическим поклоном покупателям картин.

Среди работ Е.Бичахчяна особое место занимают портреты. "Художник, — говорит он, — должен увидеть характер человека, познать его, а потом воспроизвести его образ. Я часто рисую автопортреты. В разные периоды жизни они подчеркивают разные настроения. Стремлюсь в них показать мою возмущенную душу, ее беспокойство. Перепады в настроении делают меня экспрессивным — мгновения замирают в красках. Я родился в Карастане, живу среди камней и камнедобытчиков, слышу не только человеческую речь, камни тоже говорят…"

Чтобы понять последнюю фразу, нужно всмотреться в картину Бичахчяна "Свидетель веков". На ней силуэт Аричаванка — шедевра церковной архитектуры. Силуэ словно камень, превратившийся в пушинку, он — вечный стражник пространства. Звучная тишина — словно идущий из глубин сердца дух Нарекаци. Знакомство с картиной необходимо продолжить, всматриваясь в серию "Каменная симфония".

Особое место в творчестве Е.Бичахчяна занимает полотно, которое сейчас находится в фонде Союза художников Армении. Картина "Распятие" посвящена Геноциду. Мы видим образ распятого народа, изображен исторический момент, когда восставший народ требует воссоединения с Арцахом. Трагедия нации воплощена в красно-черной символике.

В мастерской Бичахчяна 1500 готовых картин. То немногое, что отражено в нашем репортаже, свидетельствует о большом таланте и завидной работоспособности художника, готового одарить родной город цветами, перед которыми отступает даже природа. Нам представляется, что многожанровые работы Ерванда Бичахчяна учат и напоминают о том, что человек — венец природы. Человек должен совершенствоваться, общаясь с природой. В сентябре прошлого года во время открытия Центра культуры им. В.Самуэляна премьер Тигран Саркисян отметил, что у города горняков появилась возможность жить полнокровной духовной жизнью. Если сказанное — установка для местных властей, то она еще долго будет всего лишь благим намерением, ибо в краю безработных мастерская истинного художника воспринимается всего лишь как магазин, где можно купить картину. В реальной жизни физические и душевные силы населения направлены пока лишь на поиск хлеба насущного. Новоявленные богачи еще не стали элитой, без которой духовная жизнь немыслима. Пока не будет восстановлена экономика, творческие силы общества так и останутся экзотическими островками.

Несколько лет назад в Артике вышли в свет два тома уникального альманаха. В книге опубликованы работы местных поэтов и прозаиков, художников и строителей, людей разных профессий, которых объединяет художественное творчество. Увы, о многих из них жители района ничего не знают. Не замечая живущего рядом художника, поэта, скульптора, разве можно постичь Сарьяна, Чаренца, Кочара?

Е.Бичахчян говорит, что с возрастом он стал осознавать, что мы, армяне, своим существованием обязаны христианской церкви. Без нее наш народ растворился бы в исторической стихии. Церковь дает нам жизненную энергию. Многие церкви, имея официальное название, в народе упоминаются как Кармир ванк (Красная церковь), хотя построены из камней разных цветов. Так и творческие люди — все разные, самобытные, но их единит поиск и находки красоты.

Прощаясь с нашим собеседником, мы пожелали ему исполнения мечты — открыть "Вернатун" и Картинную галерею.