26 мая главы сопредседательствующих в Минской группе ОБСЕ государств – России, Франции и США — приняли совместное заявление по карабахской проблеме. Подобные документы, коих уже принято предостаточно, как правило, весьма походят друг на друга; главными акцентами остаются "безальтернативность решения проблемы путем переговоров" и "важнейшее значение, которое может оказать урегулирование на региональное сотрудничество и интеграцию".
Каждое очередное заявление комментируется как официальными лицами (не всегда), так и экспертным сообществом (всегда). Комментарии бывают разные, часто полярные, что, впрочем, объясняется не только особой заинтересованностью каждой из конфликтующих сторон, но и тем, что посредники предпочитают ссылаться на прежние заявления, которые в свою очередь особой конкретикой не выделяются.
НАПРИМЕР, В ПРИНЯТОМ 26 МАЯ СОВМЕСТНОМ (ДОВИЛЬСКОМ) ЗАЯВЛЕНИИ ЧИТАЕМ: "Последняя версия Основных принципов, обсуждавшаяся в Сочи 5 марта с.г., закладывает справедливую и сбалансированную основу для подготовки всеобъемлющего мирного урегулирования. Этот документ, базирующийся на Хельсинкском Заключительном акте и элементах, очерченных в наших совместных заявлениях, принятых в Аквиле в июле 2009 года и Мускоке в июне 2010 года, дает возможность сторонам преодолеть нынешнее неприемлемое положение дел".
Однако, если рассматривать, например, упомянутое в документе Сочинское заявление от 5 марта, то оно отсылает уже к прошлогодней (октябрьской) Астраханской встрече. Чуть больше конкретики в Аквильском заявлении президентов России, Франции и США, где по крайней мере говорится о том, что "мы поручаем нашим посредникам представить президентам Азербайджана и Армении обновленный вариант Мадридского документа от 29 ноября 2007 года, содержащий последние предложения сопредседателей по формулировкам основных принципов". Но вместе с тем известно, что "старые" (необновленные) Мадридские принципы никакой независимости Нагорному Карабаху не обещают – об этом заявлялось неоднократно. Одним словом, ничего не понятно, возможно, это одна из форм конфиденциальности.
Однако и "конфиденциальность" здесь тоже половинчатая. Например, официальный Баку уже прокомментировал Довильское заявление. В частности, МИД Азербайджана выступил с сообщением: "Согласно принятому заявлению, Армения должна начать вывод своих вооруженных сил с территорий Азербайджана. Этот шаг необходимо предпринять, чтобы открыть возможности для возвращения внутренне перемещенных лиц в свои дома, восстановления коммуникаций в регионе и для создания в регионе большей предсказуемости". Однако подобный комментарий – это из положений "старых Мадридских принципов".
ЕЩЕ ОДНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ФАКТ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ПОСЛЕ КАЖДОГО СОВМЕСТНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ глав государств – сопредседателей Минской группы ОБСЕ азербайджанский президент выступает с новыми радикальными речами. Вот и 28 мая он заявил: "Проблема будет разрешена в рамках территориальной целостности Азербайджана. Территориальная целостность Азербайджана должна быть полностью восстановлена. Мы надеемся, что переговоры дадут результаты". Он отметил, что впервые со стороны государств -сопредседателей МГ ОБСЕ стали звучать заявления в связи с необходимостью изменения статус-кво Нагорного Карабаха. "Таких конкретных и серьезных заявлений мы еще не слышали. То есть изменение статус-кво означает, что оккупационные силы должны быть выведены с оккупированных территорий и территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена… Мы и впредь будем прилагать усилия для изоляции Армении от всех региональных проектов. Мы не скрываем этого. Это наша политика. Армения оккупировала наши земли. Эта политика будет продолжаться до тех пор, пока не будет положен конец оккупации. Если будет заключен мирный договор, то Армения также может быть привлечена к региональным проектам. Это будет зависеть от их шагов".
Еще одной особенностью можно считать традиционное безразличие посредников, равно как и глав сопредседательствующих стран к подобным заявлениям азербайджанского лидера. Тем не менее на чем основывается позиция Алиева относительно "предрасположенности мирового сообщества" покончить со статус-кво Нагорного Карабаха?
В Довильском совместном заявлении читаем: "Мы, президенты стран — сопредседателей Минской группы ОБСЕ… убеждены, что пришло время всем сторонам нагорно-карабахского конфликта сделать решающий шаг к мирному урегулированию…
Поэтому призываем президентов Армении и Азербайджана продемонстрировать политическую волю и завершить работу над Основными принципами в ходе их предстоящего саммита в июне с.г. Дальнейшее затягивание только поставит под вопрос приверженность сторон достижению договоренности".
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКОВ – ЕДВА ЛИ НЕ САМЫЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ ДОВИЛЬСКОГО ЗАЯВЛЕНИЯ и вместе с тем – повод для соответствующих высказываний азербайджанского президента на предмет того, что мир настроен уже в ближайшее время изменить статус-кво Нагорного Карабаха.
Показательно, что МИД России также "убежден, что шансы на мирное урегулирование конфликта как никогда высоки". Об этом заявил замминистра Сергей Рябков. Он сказал: "Если сравнить резолюции всех последних саммитов "восьмерки" по этой проблеме, то можно сделать однозначный вывод — шанс на мирное урегулирование сегодня намного выше, чем раньше. Мы уже не на пороге нового конфликта, а значительно ближе к урегулированию. Была проведена большая скоординированная работа, и теперь есть шанс для прогресса и компромиссов".
