Логотип

«СКОРО МЫ УВИДИМ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕВОЛЮЦИЙ», —

предупреждает член Центрального правления Социал-демократической партии "Гнчакян", экс-замминистра обороны Ваан ШИРХАНЯН

ПОСОЛ ЙОВАНОВИЧ ПРИЛОЖИЛА МАКСИМУМ УСИЛИЙ

— Текущие политические процессы способствуют началу цивилизованного диалога власти и оппозиции, согласитесь, такой диалог мы не видели на протяжении всех предыдущих лет…
— Мы и сегодня его не видим. Диалога нет, есть разговоры об организации диалога. Вот когда организуют, тогда и поговорим. А то, что власть всегда пыталась привести оппозицию из радикального поля в конструктивное, — это факт, причем типичный для многих стран. В Армении подобные попытки предпринимались и в 1996-м, и в 2003-м. Другой вопрос, что из этого получилось. К примеру, в 1999-м было создано правительство национального согласия под председательством премьера Вазгена Саркисяна, в которое вошли и представители оппозиции. Таким образом, отнюдь не впервые власть пытается объединить политические силы. Ничего из ряда вон выходящего я в этом процессе не вижу.

— А в том, что процесс этот протекает на фоне событий в Египте и Северной Африке, а также на фоне последних волнений в Грузии? Разве влияние внешних факторов когда- либо ощущалось столь сильно на внутриполитических процессах?
— В этой связи могу сказать, что посол США Мари Йованович приложила максимум усилий для почти абсолютной идентификации оппозиционного и властного полей, подходов и идей, предложений и поиска решений, и, похоже, ей это удалось.

— А говорите, что диалога нет.
— Если при чьем-то посредничестве деятели пытаются сопоставить мнения, это не диалог. Настоящий диалог власти и оппозиции — это основа демократии, такого диалога я не вижу.

— А почему вам кажется, что именно усилия посла США привели к сближению позиций?
— Сближение позиций обозначилось еще прежде по поводу дорожной карты армяно-турецких отношений, конгресс ее приветствовал. Потом были армяно-турецкие протоколы, потом заявления по вопросу урегулирования. Во всем этом, безусловно, ощущается результат работы Мари Йованович.

— Вы тоже, подобно АРФ "Дашнакцутюн", считаете, что власть и конгресс совпадают не только в подходах к армяно-турецким отношениям, но и к урегулированию карабахского конфликта, ведь конгресс исповедует тот же подход, который Тер-Петросян озвучил еще в 1997-м и который сводится к поэтапной сдаче Арцаха, между тем власть исходит из того, что народ Арцаха должен сам решать свою судьбу?
— Следует различать подходы власти и ее конкретные шаги. В 1997-м Тер-Петросян предложил решение, согласно которому Карабах передавался Азербайджану. Он конкретно предложил это решение. В последующие годы нам никто ничего не предлагал, конкретного документа не было, не было подхода в духе того, что давайте это сделаем, не то будет хуже…

— А Мадридские принципы?
— Мадридские принципы нам никто не пытается навязать, как пытались навязать в 1997 году. В 1997-м вариант урегулирования предлагался как не имеющий альтернативы…

СЦЕНАРИЙ "МЯГКОЙ СИЛЫ"

— Несмотря на все шаги власти по нормализации общественной атмосферы (последним из таких шагов стала приуроченная к 20-й годовщине независимости амнистия), конгресс по- прежнему говорит о том, что основой диалога с властью будет требование досрочных президентских и парламентских выборов, то есть конгресс сознательно ведет к конфронтации, а вы говорите об успешных усилиях Йованович. В чем же тогда результат ее усилий, если на сегодняшнем митинге конгресса все может вернуться к нулевой точке?
— Возможно, именно в такой очередности процессов… Штаты имеют на Южном Кавказе свои интересы. Похоже, сегодня в поле пристального внимания оказалась Армения, но не сама по себе, а как орудие давления на Турцию. Новый политический курс Эрдогана на лидерство Турции в мусульманском мире вынудил американскую администрацию пересмотреть взаимоотношения с Турцией, которая еще недавно воспринималась как стратегический партнер. А чтобы Армения могла быть использована в этой игре наиболее продуктивно, Штаты пытаются повлиять на общественное сознание, иными словами, вестернизировать его. Американское влияние уже сегодня довольно сильно ощущается в молодежной среде. США пытаются нивелировать военно-политическое и стратегическое влияние России на Армению, но нивелировать постепенно, без революций и потрясений…

— А почему в Украине и Грузии пусть с цветочными, но революциями, в Кыргызстане — с откровенным насилием, в узбекском Андижане — с восстанием, а у нас — постепенно и без потрясений? Что это — попытка обновить подходы или тоже результат усилий Йованович?
— Последствия американских сценариев в Украине и Грузии очевидны…

— Они даже разворачиваются в эти дни на наших глазах — в Украине обвиняют "оранжевую принцессу" Юлию Тимошенко в коррупции, в Грузии зреет волна протеста против Саакашвили… Можно ли в свете подобных развитий предположить, что американская администрация частично пересмотрела свои сценарии по "демократизации" бывших союзных республик?
— Можно. Сегодня работает так называемый сценарий мягкой силы, сценарий убеждения, что сытая и благополучная жизнь ожидает нас только под протекторатом Штатов, подчеркну, именно сытая жизнь, ибо духовных ценностей они нам дать не могут за неимением оных…

У КОНГРЕССА НЕТ ПРОГРАММЫ

— Обладает ли тер-петросяновский конгресс политическим потенциалом для того, чтобы вынудить президента к отставке и проведению внеочередных выборов?
— Я не видел ни одной программы конгресса, способной вывести Армению из кризиса и обеспечить экономическое развитие. Такой программы, которая к тому же была бы одобрена народом и получила его поддержку, у конгресса нет. Как представитель социал-демократической силы я считаю, что либеральная модель развития армянской экономики себя исчерпала и любые косметические коррективы этой модели не в состоянии вывести Армению из кризиса…

— В своих ожиданиях конгресс уповает вовсе не на программы и симпатии населения, а на поддержку Запада и США. Буквально на прошлой неделе об этом вполне откровенно заявил председатель правления АОД Арам Манукян со ссылкой на события в Северной Африке и Египте. Как вы прокомментируете подобные упования и в какой мере, на ваш взгляд, Тер-Петросян ангажирован внешними силами и выполняет их заказ?
— Армения маленькая страна и большая часть ее политических партий находится под воздействием внешних сил, будь то воздействие идеологическое, финансовое или любое другое. Я не знаю точную меру зависимости лидера конгресса от внешних сил, однако вижу, как иностранные послы периодически встречаются с Тер-Петросяном, в то время как конгресс отнюдь не единственная сила, которая аккумулирует массовые настроения, но встречаются именно с ним…

Что касается последних событий в Египте и Северной Африке, то очень скоро мы увидим разрушительные последствия революций, инициированных в мире под эгидой Штатов. Я имею в виду развал государств, тотальную нищету и вооруженные потрясения. Те, кто мечтает о подобной участи для Армении, не могут считаться ее друзьями.

— Что может спасти Армению от подобной участи?
— Как ни банально звучит — консолидация общества. Это может сделать только власть. Общество не может консолидироваться самостоятельно. Нужны усилия власти, которая обладает необходимыми рычагами…