Трое вполне довольных собой высших должностных лица (на снимке), ответственных за положение дел в армянской экономике, зафиксированы на фото в ходе панельного обсуждения «Новая реальность Армении как экономический шок», организованного в рамках прошедшего 23-24 сентября в Ереване банковского форума. Особенно довольным выглядит министр экономики Геворг Папоян. С чего бы это?..
В ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА, КОГДА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ШОК ИЗ-ЗА ВОЙНЫ НА УКРАИНЕ И ПОЯВИВШИХСЯ У АРМЕНИИ вследствие западных санкций против России новых возможностей позволил пашиняновским властям вовсю рисовать впечатляющие экономические показатели, они как воды в рот набрали. Высокие макроэкономические показатели сами шли в руки, а представители властей тогда молчали в тряпочку и ни словом не обмолвились о том, что под ними реальной пользы для армянской экономики практически нет. Зато для не вполне сведущей публики большие цифры были свидетельством якобы неустанной и плодотворной деятельности правительства. Более того, провластный депутат Бабкен Тунян на полном серьезе врал общественности, что сам побывал на неком предприятии и лично убедился, что в него вложены огромные инвестиции, так что ни о каком реэкспорте не может быть и речи – все производится на месте.
И только после того, как временный эффект от реэкспорта был исчерпан, а реальный объем промышленного производства и экспорта буквально рухнул, оказавшись после ряда передовых лет самым низким даже среди сравнимых стран ЕАЭС, в Армении начали рассматривать новую реальность как экономический шок. Мол, смотрите – правительство и Центробанк действуют в экстремальных условиях, но им якобы все же удается обеспечивать приемлемые показатели.
Тот же председатель Центрального банка РА Мартин Галстян в недавнем интервью 1-му каналу Общественного телевидения Армении через слово употреблял слово «феномен»: такое впечатление, что он его недавно выучил и теперь постоянно «пробует на язык». Так, «феномен» сверхприбылей банков он обусловил экономическим ростом последних лет и переездом в Армению нового класса клиентов-нерезидентов, однако ни словом не обмолвился, что оба фактора стали следствием того самого «экономического шока» (со знаком «плюс»), берущего начало в украинском кризисе. А его объяснения «феномена» дороговизны в Армении товаров и услуг, уже сравнимой с европейскими реалиями, не убедили даже обычно во всем покорно соглашающегося с представителями властей телеведущего Петроса Казаряна.
В свою очередь, мало поводов для радости и у главы Минфина Ваге Ованнисяна, притащившего на днях в правительство проект госбюджета на будущий год с колоссальным дефицитом в 4,5% и при этом еще и намерением всего за один год повысить уровень госдолга страны более чем на $2 млрд.
Министр финансов весьма оптимистически оценивает перспективы экономического роста в Армении, который по итогам текущего года будет выше прогнозируемых 5,1%. «На 2025 год был предусмотрен экономический рост в 5,1%. Международные организации уже уточнили свои прогнозы и пересмотрели рост экономики от 5% до 5,5%, а не 4,5%, как ранее. Насколько выше, увидим», — сказал неунывающий министр Ованнисян в ходе указанной панельной дискуссии на форуме «Будущее банковской системы: инновации и перспективы развития». Что же касается роста ВВП в будущем году, то, согласно госбюджету-2026, он планируется на уровне 5,4%.
ДОПОДЛИННО НЕИЗВЕСТНО, МНЕНИЕ КАКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОСОБО ЦЕНИТ МИНИСТР ФИНАНСОВ, но весьма уважаемый Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) действительно недавно улучшил прогноз роста ВВП Армении на 2025 год, но всего на 0,2% — до 5% с прежних 4,8%, причем ожидая замедления темпов в 2026 году до 4,5%. Это отмечается в опубликованном 25 сентября докладе «Экономические перспективы в регионах операций EBRD». Как видно, там нет повышения прогнозов «от 5% до 5,5%» — зато есть все те же 4,5%, с которыми глава Минфина явно поспешил распрощаться.
Возможно, на бодрое настроение высших должностных лиц экономического блока страны повлияли последние статистические данные за 8 месяцев. Но что мы видим? Продолжается падение объемов промышленной продукции (92,2% относительно того же периода прошлого года), а прирост экономической активности увеличился… на 0,1% — с 7% за 7 месяцев до 7,1% за 8 месяцев. Вся экономика Армении продолжает держаться на не ориентированных на экспорт двух сферах – строительстве (120,4%) и услугах (110,2%). Другой бывший драйвер экономического роста – торговля – находится в стагнации, и уже 3 месяца не сдвигается с отметки 3,9% прироста.
Что же касается внешнеэкономических показателей, которые после исчерпания эффекта так называемой «транзитной индустрии», как Rolling Stones (в буквальном переводе – «катящиеся камни»), с грохотом покатились вниз, то вся ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) за прошедшие 8 месяцев упала до 58,9% от прошлогодних объемов за тот же период. При этом импорт сократился до 65,1% (в денежном выражении — $7 млрд 941,8 млн), а экспорт – до 51,2% (слегка за $5 млрд). Таким образом, если за 1-е полугодие внешнеторговый баланс был сведен с дефицитом (превышение импорта над экспортом) в $2 млрд 157,4 млн, то по итогам 8-ти месяцев он уже приближается к отметке в $3 млрд.
При всем сказанном, как говорится, впору стреляться, а у ответственной за состояние экономики «троицы» радости полные штаны. Смейся, паяц!