ВОЗМОЖНО, РЕЧЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИДЕТ о последовавшей после «арабской» «тюркской весне», которую прогнозируют некоторые международные аналитики. А может, зараза «кочующих смут» инфицирует государства не в логике этноязыковой общности, а по критериям географического их расположения. Ведь уже стало закономерностью, что смуты эти с завидной интенсивностью вспыхивают не где-нибудь в Латинской Америке или Юго-Восточной Азии, а аккурат по периметру границ России. Той самой страны, которую нынче США сотоварищи по всем фронтам последовательно припирают к стенке.
Так или иначе, со времен украинского майдана уже никто в открытую не объявляет себя бенефициаром подобных смут. Вот и от казахстанских событий открестились все, кому не лень — о своей непричастности не заявил пока разве что король островного государства Тонга Ахо-Эиту Тупоу VI, да и тот просто очень занят ликвидацией последствий извержения вулкана Хунга-Хаапай. Но ведь общеизвестно, что, перефразируя Маяковского, если в природе что-то случается, это кому-нибудь нужно.
Точно так же обстоят дела в природе геополитических процессов. Кому-то очень сильному нужно перетрясти жизнь целого ряда республик. Кто-то преднамеренно пускает кровь «дружественным» или «братским» Кремлю автократиям, отправляя после этой процедуры одних под капельницу в реанимацию, других — на свалку истории. Кто же мог месяц назад поверить, что изнанка «витринно» сытого и благополучного Казахстана полна противоречий и что некогда считающийся патриархом и гуру геополитической балансировки Елбасы в прямом смысле слова пойдет по миру в поисках убежища?
Вот и верь после этого, что не дойдет очередь до такого же «витринного» Азербайджана. Нет логической аргументации, исключающей подобную возможность. Как весьма точно выразился российский журналист Никита Третьяков, «чем крепче в конкретном обществе коктейль из нищеты, коррупции, элитной грызни, наркотрафика, преступности, кумовства и распрей, тем ярче вспыхнет огонь гражданского конфликта того или иного рода. Но вспыхнет он обязательно, это дело всего лишь времени».
Не может Ильхам Гейдарович не чуять неладное своим большим и обзаведшимся сверхчувствительностью за долгое время правления носом. Не может он не насторожиться, видя, как по казахстанскому примеру в Азербайджане резко взлетели цены на хлеб и энергоносители, которые почему-то никак не получается сбить имеющимся у государства инструментарием контроля.
Не потому ли Ильхама Гейдаровича опять ошпарило припадком антиармянской истерии и одновременно овеяло ностальгией заискивания перед Западом? Ведь вполне можно предположить, что, анонсируя третью армяно-азербайджанскую войну, «последний из могикан-автократов» пытается опять переключить внимание своего вскипающего общества на извечного внешнего врага. А сюсюканьем с коллегой Зеленским о реанимации антироссийской по содержанию организации ГУАМ старается удостоиться лояльности и тем самым отговорить Запад от планов антиалиевской смуты в Азербайджане.
Так кто там следующий в очереди?