Логотип

ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТВОРИТ

ПОСЛЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РА ОТМЕНИТЬ ЭМБАРГО на турецкие товары армянские производители оказались перед новым «ребусом», решить который, по сути, не удалось за весь период запрета на импорт турецкой продукции в Армению. По оценке Эмиля Степаняна, течение всего процесса эмбарго и его печальный конец можно считать неудавшимся проектом, не оправдавшим себя ни с одной стороны.

«Несмотря на то, что принятие решения об эмбарго на турецкую продукцию было продиктовано эмоциональными и политическими причинами, эксперты посчитали его правильным, идущим на пользу отечественной экономике и развитию местного производства. Однако в итоге мы столкнулись с иными реалиями: решение об эмбарго осталось лишь на бумаге, так как ответственные за него государственные структуры и чиновники не проследили за его реализацией, — отметил Эмиль Степанян. – Вместо того, чтобы направить вектор интересов отечественных импортеров в сторону развития тех или иных отраслей производства в Армении, было решено заменить импорт из Турции на ввоз аналогичных товаров из других стран, например, из Китая. Подобный подход никак не способствовал формированию отечественной производственной базы, фундамента, на котором затем могла бы начать развиваться национальная экономика. Нужно было провести планомерную работу с местными производителями, понять их проблемы и нужды, глубже ознакомиться с их работой и сделать так, чтобы товар made in Armenia оказался на отечественных прилавках, причем в выгодном положении».

Эмиль Степанян подчеркнул, что решение об эмбарго на турецкий товар, принятое в октябре 2020 г., вступило в силу в конце декабря того же года, и за эти два месяца импортеры успели заполнить склады своих магазинов большой партией турецких товаров. В результате в течение 6 месяцев из 12, прошедших «под знаменем» эмбарго, на территории Армении под видом «накопленных». «залежалых» свободно продавались товары из Турции. Более того, в нашу страну огромными партиями ввозилась и продолжает ввозиться нелегальная турецкая продукция. В результате отечественные производители оказались лишенными элементарных условий для развитие собственных производств.

«РЕШЕНИЕ ОБ ЭМБАРГО ПОДСТЕГНУЛО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ начать работать в направлении создания частного производства тех товаров, импорт которых из Турции запрещен, — продолжил Эмиль Степанян. – Люди, поверив, что им предоставляется возможность начать работать над созданием товаров местного производства, взяли ссуды в банках, закупили необходимое оборудование, открыли рабочие места. Но сегодня отмена эмбарго вернула их к разбитому корыту. Армянские производители, чей товар с трудом дошел до прилавков в последние пару месяцев, сейчас окажутся в ситуации жесткой конкуренции с возвращающимся на отечественный рынок турецким, более дешевым товаром, и могут ее не выдержать».

По мнению экспертов, многие страны мира в целях развития собственной экономики, основанной на производстве отечественных товаров, пользуются иной стратегией. Они не запрещают импорт зарубежной продукции, но усложняют его с точки зрения как финансовых затрат импортеров, так и документации. Так поступают в США, где импортируемый товар подвергается многократному лицензированию и проверкам в соответствии с требованиями закона и импортерам приходиться тратить немало денег на сбор необходимых документов для ввоза данного товара в страну и его реализацию. Однако в отношении местной продукции закон довольно лоялен и даже поощряет ее производство, продажу и т.д.

«Можно привести пример Беларуси, где согласно правительственному решению, около 80% представленных в магазинах товаров должны быть произведены в стране, и лишь 20% импортированы, — сказала Анна Беклярова. – То есть, запрета на импорт в Беларуси нет, но налицо поощрение и продвижение товаров собственного производства. И даже такие, нередко не совсем выгодные с точки зрения прибыли проекты, как «Торговый дом Беларуси» в разных странах работают на основную национальную идею – создать у международного потребителя представление о белорусских брендах, которое обязательно будет способствовать развитию экономике страны. В Армении же, к сожалению, к этому вопросу подходят по-дилетантски. Создается впечатление, будто у нас строят здание без архитектурного проекта, а лишь накладывают двери и окна на несуществующий каркас».

Что касается присутствия отечественной продукции на прилавках супермаркетов, то, по мнению экспертов, во всем мире на видных местах в крупных торговых центрах выставляется та продукция, на раскрутку которой производители тратят огромные средства. Именно поэтому, например, производимое в Гюмри туалетное мыло «Ноэми» невозможно сразу увидеть на прилавках, в то время как средства гигиены фирмы «Джонсон и Джонсон» сразу попадаются на глаза. То же самое происходит и с лекарственными препаратами в аптечном бизнесе. Крупные магнаты тратят немало денег не только на производство своей продукции, но и на ее рекламу и продажу, в том числе и за рубежом.

«БЕДА В ТОМ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО АРМЕНИИ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТВОРИТ, — продолжил Эмиль Степанян. – Еще 15 декабря оно заводит разговор о продлении эмбарго на турецкие товары сроком на 3-5 месяцев, а через 2 недели отменяет это эмбарго. Или Центробанк РА заявляет, что экономика Армении потерпела незначительный ущерб от эмбарго на турецкий товар, а в НС РА через пару дней заявляют обратное. А ведь каждое слово, сказанное на официальном уровне, это определенный мессидж производителям. Некоторые из них, услышав о продлении запрета на импорт товаров из Турции, возможно, оформили ссуду в банках, и что теперь им делать?»

Коснувшись вопроса открытия границ между Арменией и Турцией, эксперты выразили единое мнение: если не будет создан прочный фундамент экономики на основе национальной стратегии, турецкая экономика полностью проглотит армянскую. Сегодня в Турции запрещен импорт товаров из Армении и там функционируют серьезные государственные институты с национальной стратегией.

«Армянская экономика может стать конкурентоспособной, но для этого надо структурно и поступательно решать имеющиеся проблемы, разрабатывать стратегию развития отечественного производства и экспорта армянских товаров за рубеж, в том числе и в Турцию, если границы будут открыты, – подчеркнула Анна Беклярова. – А для этого надо создавать специальные центры для мониторинга, исследования сферы, где соберутся профессионалы, в несколько раз усилить человеческие и финансовые ресурсы и, главное, сориентировать экономическую политику государства на национальные интересы».