Логотип

СЛУЖАТ СПЛОШЬ СИРОТЫ?

Пока законодательная власть отдыхает, исполнительная трудится в поте лица, в том числе и для того, чтобы вернувшимся в сентябре с каникул депутатам было чем заняться. Ведь не секрет, что подавляющее большинство (по некоторым оценкам, до 80%) принимаемых парламентом законопроектов разрабатывает правительство. Среди одобренных летом и направленных в Национальное Собрание документов есть немало достойных пристального общественного внимания, в частности, разработанный Министерством обороны проект изменений и дополнений в закон "О воинской обязанности".

ИЗМЕНЕНИЯ, В ОСНОВНОМ РЕДАКЦИОННЫЕ, ОБУСЛОВЛЕНЫ, КАК СКАЗАНО В ОБОСНОВАНИИ ДОКУМЕНТА, совершенствованием системы призыва и запаса в соответствии с проходящими в вооруженных силах реформами. Ожидается, что с принятием документа повысится эффективность призыва, а коррупционные риски уменьшатся. Авторам, разумеется, виднее. Но один из значащихся среди изменений пунктов, несомненно, вызовет серьезные нарекания. Речь о льготах на прохождение воинской службы в воинских частях, находящихся близко от места жительства. В эту статью внесены такие изменения, которые не только отдаляют льготников от их места жительства, но и сильно сужают сам круг льготников. Казалось бы, отлично, закрываются лазы, чтобы туда не затесались не в меру ретивые призывники, которым на самом деле никакие льготы не полагаются. Назвать это совершенствованием системы, конечно, можно, но снижением коррупционных рисков — вряд ли. Судите сами.

Согласно действующему закону "О воинской обязанности", льготник (к примеру, единственный сын матери-одиночки, призывник, имеющий ближайшего родственника, погибшего при защите границ РА, односторонний или двусторонний сирота) имеет право проходить службу в воинской части, расположенной в радиусе до 100 км от места жительства. Авторы предлагают увеличить это расстояние до 150 км. Согласитесь, при формулировке "до 150 км" коррупционный риск не только не снижается, а наоборот, возрастает. Ведь очевидно, что коррупционный риск прямо пропорционален указанному в законе радиусу отдаленности воинской части от места жительства призывника. Чем больше километраж, тем больше возможность взять на лапу. Соответственно, в 2000 году, когда, собственно, были внесены в закон положения о льготах и льготниках, коррупционный риск был ниже, поскольку отдаленность составляла всего 50 км. В 2006-м, когда 50 км сменили на 100 км, риск вырос.

ДРУГАЯ ПОПРАВКА, ОПЯТЬ ЖЕ В ЭТОМ ПУНКТЕ, КАСАЕТСЯ СИРОТ. Последние смогут пользоваться льготой служить на расстоянии до 150 км от дома лишь в том случае, если у них нет совершеннолетнего брата или сестры. Так предлагают разработчики законопроекта, называя это почему-то не сужением, а уточнением круга граждан, пользующихся этой льготой. Но если парламент примет документ в его нынешнем виде, то эта поправка в значительной степени сократит количество призывников, по закону имеющих право служить относительно недалеко от дома, оставив "вакантные места" в близкорасположенных частях тем, кто готов подсуетиться. Видимо, права народная поговорка "Теровин терна тарел, антерин эл гелэ"…

Мнение Министерства труда и соцвопросов о том, что данная поправка возымеет отрицательное воздействие на бенефициариев, авторы приняли к сведению, предложение Министерства юстиции отредактировать это положение в Министерстве обороны посчитали нецелесообразным, замечание защитника прав человека о том, что увеличение расстояния дислокации воинской части не обосновано, и вовсе не приняли. Последнее, впрочем, естественно, потому что обоснование имеется. Разработчики объясняют (правда, без цифр), что увеличение расстояния обусловлено увеличением числа призывников, на которых распространяется эта льгота, что рост льготников (которые большей частью являются жителями Еревана) в свою очередь затрудняет обеспечение боеспособности воинских частей и что устроить всех льготников в воинских частях, расположенных на расстоянии до 100 км от Еревана, сложно.

Интересная деталь: эта поправка принимается с периодичностью в 5-6 лет. И, учитывая данное этому изменению обоснование, вырисовывается любопытная демографическая картина. Выходит, что через каждые 5-6 лет количество сирот (односторонних или двусторонних, и именно в Ереване) вырастает настолько, что находящиеся в радиусе до 50, потом до 100 км, а если депутаты одобрят, то и до 150 км от Еревана воинские части не могут обеспечить для них места?!

ЕСЛИ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК, то почему же в таком случае до сих пор молчат сузы и вузы? Ведь они, следуя решению правительства, предоставляют таким студентам серьезные льготы — вплоть до 100-процентной скидки платы за учебу. И если количество сирот действительно так уж зашкаливает, то учебные заведения давно должны были бить тревогу — не могут же они обанкротиться. А может, собака на самом деле зарыта в судебных инстанциях, шлепающих постановления, которыми обычный призывник легким росчерком судьи становится сиротой-льготником? И, вместо того чтобы бороться с коррупцией в судебной системе, отбирают льготы у настоящих сирот…

И последнее. Учитывая широкомасштабность предлагаемых изменений (если МО не хватает мест для устройства льготников в расположенных в радиусе до 150 км воинских частях), внимания, пожалуй, заслуживает представленная авторами справка об участии общественности в данном законопроекте. Так вот. В графе "информирование общественности" указано, что проект был размещен на сайте МО. И, наверное, вполне естественно, что графы "участие общественности в разработке или обсуждениях" и "результаты общественного участия" пустуют.