В последние дни обнародован апрельский доклад МВФ «Перспективы развития региональной экономики», а также анализ Фонда «Луйс» социально-экономического развития Армении за 1-й квартал этого года. Знакомство с этими документами не оставляет места для оптимизма ни по нынешнему состоянию армянской экономики, ни относительно ее перспектив.
ТАК, СОГЛАСНО ПРОГНОЗУ МВФ, СТРАНЫ КАВКАЗА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (КЦА) в наибольшей степени ощутят непосредственное воздействие войны и связанных с ней санкций — в основном за счет торговли, денежных переводов и финансовых связей с Россией и Украиной. «Глубокая рецессия в России и на Украине и ограничения, наложенные на международные операции и финансирование торговли, могут вызвать резкое сокращение экспорта из КЦА в эти две страны, причем наибольшему риску подвергаются Армения и Грузия» — отмечает МВФ.
Между тем то, что подается со стороны МВФ в качестве прогноза, для Армении уже состоявшийся факт. Темпы роста экспорта из нашей страны в конце 1-го квартала резко сброшены, что подвигло даже такого оптимистического министра экономики, как Ваан Керобян, высказать по этому поводу свою тревогу.
В марте с.г. по отношению к марту 2021 года объемы экспорта из Армении приросли всего на 4%, а по сравнению с предыдущим месяцем (февраль 2022 года) и вовсе грохнулись более чем на 12%. При этом сокращаются и объемы импорта, но в денежном выражении, по итогам 1-го квартала текущего года, мы ввозим в страну почти вдвое больше товаров, нежели вывозим, и это очень плохой показатель платежного баланса внешнеторгового оборота. Таким образом, МВФ на этом фоне прогнозирует еще большее сокращение экспорта. Добавим к тому, что беспрецедентное укрепление драма по отношению к инвалютам в свою очередь сильно бьет именно по экспортерам, стимулируя импорт.
НА ЭТОМ ПЛОХИЕ НОВОСТИ ОТ МВФ НЕ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ. В организации считают, что негативному воздействию подвергнется и сфера туризма, хотя отечественные чиновники из правительства Пашиняна как раз с ней связывают немногие позитивные ожидания от геополитического и геоэкономического столкновения России и Запада.
Далее. Замедление экономического роста в России (лучше уж говорить о прекращении роста и его падении. — А.А.), давление на рубль и ограничения на платежные системы, по ожиданиям МВФ, станут значительным препятствием для денежных переводов в КЦА. Кроме того, «затяжная война сопряжена с риском возвращения домой большого числа работников, что приведет к высокому уровню безработицы и социальной напряженности», считают в МВФ.
Страны КЦА в значительной степени зависят от импорта пшеницы и удобрений из России и Украины (Азербайджан, Армения, Грузия) и импорта энергоносителей из России (Армения, Кыргызстан). Возможное закрытие границ, прямой запрет на импорт и ограничения на финансирование торговли, по мнению аналитиков МВФ, могут привести к потенциальному дефициту, если не будут компенсированы стратегическими резервами или альтернативными источниками. Высокие цены на продовольствие и энергоносители усилят эти риски, что может привести к увеличению субсидий для компенсации этого давления на фоне повышенных рисков социальных волнений.
Кроме того, как отмечается в докладе МВФ, санкции, введенные против российских банков, повлияют на их дочерние банки, присутствующие в некоторых странах КЦА (до кризиса — 4%, 5% и 14% совокупных активов банковского сектора соответственно в Грузии, Армении и Казахстане). «После объявления санкций регулирующие органы Грузии содействовали продаже портфеля дочерней структуры одного из российских банков», — сообщает МВФ, почему-то не упоминая при этом, что и в нашей стране часть кредитного портфеля Банка ВТБ (Армения) была продана другому комбанку.
Что же касается оценки со стороны Фонда «Луйс» нынешнего состояния армянской экономики, проведенной на базе опубликованных Статкомитетом РА данных, то главный вывод таков: «Экономика РА, еще не восстановившись от кризиса 2020 г., стоит на пороге нового кризиса». Аналитики фонда считают, что зарегистрированные в январе этого года довольно высокие показатели экономической активности были обусловлены эффектом низкой базы января 2021 года, но уже с февраля с.г. замечено замедление темпов роста, а с конца февраля под воздействием негативных воздействий военного конфликта на Украине показатель экономической активности в Армении резко замедлился.
