КАК ПОДЧЕРКНУЛ ГЛАВА АМЕРИКАНСКОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕДОМСТВА, этот документ «открывает новые пути сотрудничества» между США и Арменией, а также может «служить значительному укреплению двусторонних отношений». «Армения ценит поддержку Соединенными Штатами развития энергетического сектора Армении», — заявил, в свою очередь, глава МИД РА.
Мы уже давно не удивляемся, что зачастую получаем важную информацию из других стран, а родное «самое транспарентное» правительство не считает нужным посвящать общественность в свои, принятые в клановом порядке решения. Поступившее сообщение к тому же прошло не замеченным широкой общественностью. А зря.
Приостановленный из-за пандемии COVID-19 «перезапуск стратегического диалога между США и Арменией», как выразился Блинкен, это, конечно, славно. Однако некоторое недоумение на грани волнения вызывает выбор сферы стратегического сотрудничества, ведь известно, что в ней наша страна давно и достаточно плодотворно сотрудничает с Росатомом. На нашей ААЭС в Мецаморе стоят ядерные реакторы советского/российского производства, топливо для них поступает из РФ. Более того, именно российские специалисты-атомщики в середине мутных 1990-х помогли нам перезапустить один из блоков атомной станции, а в последние годы совместно с армянскими коллегами работают в направлении продления сроков эксплуатации этого блока.
Спонтанные и маловразумительные действия правительства Пашиняна в сфере внешних отношений всегда вызывали большие сомнения и большие нарекания: слишком уж часто власти шарахались из одной крайности в другую, что ничего, кроме проблем и даже бед, Армении не приносило. Примеров сколько угодно, поэтому снова приводить их не будем.
Помнится, не так давно правительство Армении вдруг приняло неожиданное решение отказаться от части российского кредита на продление сроков эксплуатации Армянской АЭС и заместить ее собственными бюджетными средствами. Напомним, что полное финансирование России на эти цели равнялось $300 млн, из которых $30 млн были даны Армении безвозмездно, в виде гранта. Прозвучавшие тогда из правительственных кабинетов разъяснения по этому поводу, как всегда, выглядели «отмазкой» — тем более, что работы по продлению сроков эксплуатации ААЭС продолжает тот же Росатом…
ПРОИСХОДЯЩИЙ НЫНЕ В МИРЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗЛОМ проходит по всем сферам и направлениям, включая сектор ядерной энергетики. Свежий пример: отказ Финляндии из-за событий на Украине от строительства на своей территории новой АЭС со стороны России. При этом глобальный контроль за безопасностью атомных станций по-прежнему осуществляется со стороны МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии).
Не кажется ли в этих условиях несколько странным подписанный с США документ? Диверсификация международных отношений – это, конечно, славно, но в сфере атомной энергетики подобная «раздвоенность» может сослужить плохую службу и даже угрожать непосредственно безопасности АЭС. Иными словами, ориентация на определенные ядерные технологии и топливо российской компании ТВЭЛ госкорпорации Росатом не может быть легко и безболезненно, без определенных рисков замещена технологиями и топливом, скажем, американской Westinghouse, хотя та же Украина по понятным причинам идет на эти риски, покупая ядерное топливо как у ТВЭЛ, так и у Westinghouse.
Между тем, в ТВЭЛ заявляют, что их топливная компания — единственный в мире производитель проверенного топлива для реакторов ВВЭР-440 (такой сегодня эксплуатируется и на Армянской АЭС) и что другие потенциальные производители не занимаются этим топливом «по крайней мере, более 10 лет», что привело к их технологическому отставанию в этом сегменте. А глава Росатома Алексей Лихачев еще 3 года назад выразил мнение, что закупки Украиной топлива у американцев несут с собой «технологические и экологические риски». «Как правило, топливо жестко привязано к реакторной технологии», — заявил он, подчеркнув, что все 15 энергоблоков на Украине построены «под топливо Росатома», а точнее — входящей в его структуры российской топливной компании ТВЭЛ.
Таким образом, если Арарат Мирзоян подписанием в США указанного Меморандума пытается диверсифицировать поставки в Армению ядерного топлива, то возникает вопрос, а к чему нам эти дополнительные риски. Есть еще и вопрос строительства в нашей стране новых атомных блоков, так что не исключено, что взор правительства Армении и в этом деле устремлен в США. Власть Пашиняна тем самым, возможно, пытается постепенно вытеснить Россию из сферы атомной энергетики, игнорируя по политическим причинам массу проблем и рисков, которые неизбежно будут вызваны такой сменой вектора.