Логотип

ОПАСНАЯ ИГРА

Правительство РА решило внедрить в Армении национальную лотерею. Проект будет осуществлен совместно с корпорацией Amaya Gaming Group по принципу 50 на 50. Правительство потратит на реализацию программы 100 млн драмов, которые потом будут возвращены в государственный бюджет Армении в виде государственной пошлины за лицензию. Размер инвестиций Amaya Gaming Group составит $28 млн. Полученная в результате совместной деятельности прибыль будет распределяться поровну между корпорацией и правительством.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ. С КОММЕРЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, эта сделка для нас сверхсоблазнительна. Ведь что получается? Отечественный бюджет вкладывает в новое предприятие меньше одного процента от суммы, которую инвестирует партнер. И при этом мы претендуем на половину прибыли. Ни один бизнесмен не смеет даже мечтать о таких условиях сотрудничества. А вот наше правительство не только мечтает, но и заключает подобные договоры. Это с одной стороны. С другой (и это касается иностранного партнера нашего правительства) — надо быть полным лохом, чтобы согласиться на столь несправедливые, дискриминационные условия сделки. А вот канадская компания Amaya Gaming Group, которая обладает опытом сотрудничества с правительствами разных стран в сфере организации лотерей и, соответственно, "лохонуться" не может, соглашается на столь невыгодные условия сделки.

Впрочем, такой простой, точнее, примитивной ситуация может выглядеть лишь на первый взгляд. При ближайшем же рассмотрении выявляется ряд нюансов, которые все же заставляют относиться к упомянутому проекту с определенным скепсисом.

Прежде всего обращает на себя внимание упомянутый выше опыт компании. Так вот, согласно информации, размещенной на сайте Amaya Gaming Group, фирма реализует игровые проекты, предоставляет консультационное, техническое содействие в этой сфере в следующих странах: Уганда, Кения, Доминиканская республика, Молдова. Признаться, сей перечень государств, в которых формировался и формируется опыт Amaya Gaming Group, несколько настораживает. И, если честно, соседство Армении в списке с этими странами особого оптимизма не внушает.

Но вернемся к вопросу условий сотрудничества между правительством РА и канадской компанией. Судя по всему, на самом деле кроме символичного (100 миллионов драмов) финансового вклада в дело инвестиции армянской стороны должны осуществляться и в других формах. Например, в виде репутации правительства. Иными словами, если с народом играет не частная компания, а государство, то, по логике, игра должна быть честной и, естественно, организаторам игры играющая общественность будет доверять. А доверие в таком бизнесе — залог успеха. Но… Обладает ли правительство Армении этим капиталом (ресурсом доверия)? Может ли оно выступать в роли гаранта честной игры?

УВЫ, ОПЫТ ПОКАЗАЛ, ЧТО С НАШИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЛУЧШЕ НЕ ИГРАТЬ В АЗАРТНЫЕ ИГРЫ. История с розыгрышем чеков контрольно-кассовых аппаратов — убедительное тому подтверждение. За время реализации этой чековой идеи правила игры менялись несколько раз. И, естественно, не в пользу потребителей. В итоге постепенно нарастало общественное недоверие к замыслу. Если в первое время практически все требовали в магазинах чеки ККА, то сегодня мало кто так поступает. Мотивация, основанная на использовании энергии азарта в положительных целях, планомерно минимизировалась путем регулярных изменений правил. Так что на самом деле тот ресурс "игрового" доверия, которым правительство еще пару лет назад обладало, а сегодня могло бы инвестировать в новое коммерческое предприятие, по сути, почти исчерпан.

Что же еще способно вложить правительство в игровой проект? Можно предположить, что оправдать свои 50 процентов от прибыли оно может путем внесения некоторых поправок в действующее игровое законодательство, обеспечивая эксклюзивные возможности конкретно для данного проекта. Иными словами, оно может законодательно "крышевать" предприятие, в котором имеет долю, и, соответственно, вытеснить с рынка конкурентов. В принципе ничего страшного в этом нет. В конце концов, игровой бизнес не та сфера, где от подобных шагов могут пострадать интересы потребителей. Другое дело, что по большому счету, вступая в эту сделку, правительство играет с репутацией государства. И от того, насколько справедливой и честной окажется эта игра, насколько заслуживающим доверие окажется партнер, зависит отношение общественности к государству в целом. Посему очевидно, что правительство затеяло очень опасную и очень ответственную игру. Тем более в преддверии электоральных процессов.

Что же касается самой идеи национальной лотереи, то она созрела очень давно. Тогда, когда множество "джентльменов удачи" организовывали "лохотроны" под разными многообещающими названиями.