Логотип

ИСКУССТВО МИРТАДА ГАЗАЗЯНА, ГОВОРЯЩЕЕ БЕЗ СЛОВ

С Миртадом Газазяном мы встретились в последний день персональной выставки его работ, прошедшей в Союзе художников Армении с 29 марта по 6 апреля. Известный художник, аниматор, книжный иллюстратор, он впервые решился вынести свои рисунки в жанре карикатуры на публику на родине, куда переехал пять лет назад.

«ЕСЛИ МОИ РИСУНКИ ЗАСТАВЯТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ УЛЫБНУТЬСЯ, я буду искренне рад. Если же, вникая в них, люди смогут сделать для себя выводы, поменять что-то в себе и изменить окружающий мир, я буду счастлив вдвойне», — говорит Миртад и начинает  готовиться к мастер-классу по анимации, организованному в рамках выставки для молодого поколения будущих аниматоров.

Надо признать, что желающих перенять опыт мастера, чье творческое становление прошло под руководством мэтра отечественной анимации Роберта Саакянца, затем совершенствовалось в течение долгих лет работы в США, было много. Армянская молодежь, а также гости из России с огромным вниманием слушали рекомендации Миртада Газазяна по искусству анимации, по тому, как снимать фильмы в этом жанре, какими современными достижениями пользоваться в работе и главное — как выстроить собственное творческое «я». После урока, прошедшего в непринужденной атмосфере, участники мастер-класса ознакомились с карикатурами, которыми, как выразился Миртад, он уже неделю «мучает» прекрасные стены зала Союза художников Армении.

 Карикатура Мирдата ГазазянаМиртаду было 17 лет, когда он случайно попал в студию мультипликации к Роберту Саакянцу. «В этом возрасте я, как и большинство юношей, не думал о будущем и тем более не умел  выбирать путь, — начал свой рассказ о «вторжении» анимации в свою жизнь Миртад Газазян. — В детстве я рисовал, как и все малыши, не отличаясь яркими способностями, даже не посещал кружков по рисованию. Но в студии Саакянца, которая в далеком 1979 г. располагалась еще на ереванской ул. Терьяна, был нужен помощник, и моего умения выполнять ручную работу было достаточно, чтобы меня зачислили в мультцех: я сделал тестовый рисунок, он всем понравился, я сходу начал учиться и работать, и, как показала жизнь, у меня все прекрасно получалось. Каждая новая работа становилась своеобразным учебным курсом, по ходу которого я сразу получал теоретические знания и отрабатывал их на практике».

Миртад Газазян проработал у Роберта Саакянца до 1993 г. и участвовал  как художник практически в каждом его мультфильме: «Говорящая рыба», «Топор», «Кто расскажет небылицу», «В синем море, в белой пене…», «Кикос» и во многих других. В 1993 г. Миртад в числе творческой команды Саакянца отправился в Москву, где предстояло снимать российско-британский анимационный фильм по комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» — один из цикла «Шекспир: великие комедии и трагедии». В Москве его ожидал новый поворот судьбы — приглашение в США, на студию Zanders Animation.

«В США меня пригласил мой близкий друг Саша Андраникян — сын известного режиссера-постановщика и художника-мультипликатора Степана Андраникяна. Благодаря Саше, собственно, я и оказался в мультцехе Роберта Саакянца, вместе мы работали и над проектами в Москве. И когда Саше удалось выехать в США, поступить на работу к братьям Джеку и Марку Зандерсам, специализирующимся на рекламных роликах, и отличиться в профессиональном смысле, он потянул за собой и меня, — продолжил Миртад Газазян. — Получив официальное приглашение, я отправился в Посольство США, где мне пришлось сдать тест, дабы убедить дипломатов, что трудовое приглашение не липовое. Меня попросили сделать пару рисунков, я для большей убедительности изобразил вариации Микки Мауса и получил визу».

В Нью-Йорке, куда прибыл Миртад, работы было много, особенно в компании братьев Зандерс. Александр (Саша) Андраникян, Миртад Газазян и их друг Гамлет Худавердян работали много, что поначалу удивляло, затем стало нравиться хозяевам компании. Ведь работа армянской команды аниматоров была продуктивнее остальных сотрудников, да и выполняли они ее качественно, ответственно, с огромной любовью к профессии и с богатым воображением.

ОКОЛО 20 ЛЕТ РАБОТЫ АНИМАТОРОМ В РЕКЛАМНОМ БИЗНЕСЕ и в Нью-Йорке позволили обрести огромный опыт. Но Миртад и друзья не стояли на месте: получив предложение принять участие в проекте на Украине, они выехали в Киев, и вскоре в студии знаменитого художника, карикатуриста, постановщика мультипликационных фильмов Радны Сахалтуева закипела работа над 20-минутным короткометражным фильмом «Себастиан». Поработав в Киеве, команда получила приглашение в Армению, где в Ереване открыла анимационную студию Banzay Production. Работая в студии, Миртад и друзья продолжали сотрудничать с зарубежными компаниями — американскими, канадскими, российскими и т.д. в режиме онлайн. Сегодня в Ереване они периодически организуют и обучение молодежи искусству анимации, добиваясь отличных результатов.

Рисованием вне анимации Миртад занялся случайно — по просьбе брата, журналиста и писателя Ашота Газазяна, который однажды попросил его оформить свою книгу смешными рисунками. После первой книги пришлось оформлять вторую, затем — остальные, что увлекло Миртада и привнесло в его творчество свежую струю. Опыт иллюстрирования у него был и в США. Оформленная им детская книга Chicken Soup for The Kids до сих пор пользуется успехом у американской детворы. Карикатурой Миртад занялся, как он выразился, «от нечего делать» — в период пандемии, когда высвободилось много времени.

«Я злился на все, что происходит, и выплеснул злость в  рисунках, — объяснил Миртад. — А потом начал обращать внимание на смешные, необычные, «говорящие» ситуации, пропускать их через себя и выдавать в виде карикатур. Так набралось около 100 работ, которые я и рискнул представить армянской публике в формате дебютной выставки. До этого мои работы участвовали в международных конкурсах карикатур в Болгарии (в знаменитом городе юмора Габрово), Венгрии, Румынии, Польше, Франции, Голландии, Иране, Сирии и других странах. Пока удалось собрать в них дипломы и сертификаты, надеюсь однажды добавить к ним и Гран-при».

Карикатуры Миртада Газазяна  понятны людям всей планеты. Особенно остро реагирует художник на экологические проблемы, которым посвящена значительная часть его работ.

«Меня волнует то, что беспокоит всех сознательных людей, и бесит, когда портят природу, окружающую среду. Вот я и воюю с «потребителями», а также устроителями всех войн как с глобальной разрушительной силой», — говорит Миртад, в карикатурном творчестве которого есть немало работ, героями которых являются Эрдоган и Алиев.

Много работ художник посвятил теме, которую можно назвать «В плену интернета», высмеивая повальное поглощение соцсетями человечества. Немало карикатур на тему пандемии и ее последствий. Часть карикатур — зарисовки бытовых ситуаций, резонанс на явления, мимо которых он не смог пройти безучастно. Истории Миртада Газазяна нередко строятся вокруг рыб — одного из его главных персонажей искусства карикатуры.

«Я сам по природе скорее молчалив, нежели говорлив, и в этом похож на рыбу, — признается Миртад. — Да и карикатура по сути — искусство, говорящее без слов, понятное всем. Поэтому в процессе всех выставочных дней ко мне никто не подходил с вопросами — посетители без моей помощи читают мои рисунки и нередко широко улыбаются, а это значит, что выставка удалась».