НЕСМОТРЯ НА ОБИЛИЕ В ЭТОТ ДЕНЬ ВСЕВОЗМОЖНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, зал был переполнен. Присутствовали официальные лица страны, представители посольств, художественная общественность, многочисленные гости Еревана. Ощущение, что стены Большого зала филармонии не вынесут этого напора посетителей.
Хотя это масштабное сочинение великого Моцарта не раз звучало в стенах Армфилармонии, впечатление оказалось ошеломляющим. Зал дрогнул от живого дыхания голосов и поразительного звучания оркестра. При этом высветивших исключительное многообразие эмоциональных настроений – величественных, драматически-возбужденных, восторженно-экстатических, приглушенно-лирических.
Реквием Моцарта – одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Господу. Его глубина и серьезность, драматизм и возвышенная трогательность и яркость никого не могут оставить равнодушным.
Интерпретация донесла до слушателей первозданную свежесть восприятия сочинения: казалось, что музыка рождается в импровизационном озарении, во вдохновенном порыве, как подлинное чудо. Мы ощутили страстный темперамент прекрасного дирижера Нойхольда Гюнтера, способного властно увлечь хор, оркестр, солистов и публику. Его энергетика почти прямо передается исполнителям, а те в свою очередь, зажигаясь сами, воспламеняют зал своим вдохновенным отношением к исполненному сочинению, вызывая благодарную реакцию публики. Музыканты оркестра, хор, солисты не просто исполняют произведение – они участвуют в рождении музыки, хотя и написанной несколько веков назад. По-особому раскрылась музыка Реквиема – благородная, исполненная глубокой мысли, драматизма, мощи, ясности, строгости, чистоты. Конечно, это произведение не исчерпывается реальным звучанием: след от него остается в памяти надолго, заставляя размышлять иначе, глубже.
В трактовке дирижера ощутимы могучая творческая воля создателя-автора, строгая величавость, классическая уравновешенность при поразительном богатстве образов музыкального гиганта. Без остатка отдавались музыканты дирижерской воле, играя с тем горением, которое от них требовалось, проявляя образцы техники, легкости и точности в самых трудных местах, которых было немало. Изысканное музыкальное чутье маэстро Нойхольда Гюнтера и его тонкое постижение тембров – будь то человеческий голос или любой из инструментов оркестра – позволили ему достичь истинной высоты в исполнении сложнейшей партитуры. Музыкальные инструменты и человеческие голоса, то перекликаясь, то дополняя друг друга, вели активный диалог, достигая накала невероятной силы.
Напомним, что Нойхольд Гюнтер дирижировал в самых известных залах мира: в Венской государственной опере, миланском Ла-Скала, Цюрихском оперном, Дрезденском государственном, Берлинском государственном оперных театрах, театрах Болоньи, Генуи, Массимо, Палермо, Катании, Филадельфийской опере. Гастролировал по городам США, Японии. Он неоднократно выступал в Москве, вставал за пульт большого симфонического оркестра им. Чайковского и Московского государственного симфонического оркестра.
ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ СОЛИСТОВ, ТО ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ С ДВУМЯ ИЗ НИХ – тенором Тиграном Мелконяном и меццо-сопрано Софьей Туманян наша публика хорошо знакома по их выступлениям на ереванских сценах. К тому же Софья Туманян — солистка Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. А вот сопрано Анна Самуил и бас Тобиас Берндт менее известны нашим слушателям.
Анна Самуил – победительница множества международных конкурсов, ведет активную концертную деятельность. Она окончила Московскую консерваторию по классу сольного пения у профессора И.К. Архиповой. В 2001 году была солисткой Академического музыкального театр им. К.С. Станиславского и Немировича-Данченко. В партии Виолетты она дебютировала в Немецком государственном театре в Берлине (дирижер Даниэль Баренбойм), после чего ей был предложен контракт. Анна Самуил успешно дебютировала на сцене миланского Ла-Скала, а затем и нью-йорского Метрополитен-опера с участием Анны Нетребко и Роландо Вильясона (дирижер — Пласидо Доминго).
Тобиас Берндт – лауреат международных конкурсов. Свою творческую деятельность он начал в дрезденском хоре, затем учился в Лейпциге у знаменитых педагогов, выступал в Европе, США, России, Японии, Корее, Африке, Китае…
В начале концерта слушателям был представлен небольшой видеофильм с записью мировой премьеры сюиты одного из лидеров современного композиторского творчества Ваче Шарафяна «Невеста пустыни». Премьеру представила филармония Онтарио (Канада). Дирижировал приглашенный из Армении Эдуард Топчян. В целом произведение Шарафяна, посвященное Геноциду, впечатлило, но думается, мы получим более объемное представление, услышав ее у нас в живом исполнении.