Логотип

«ЧИСТКА» ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА

НАПОМНИМ, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ СО ВЗЯТЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ, исходящими из подписания в 2010 году Конвенции по правам инвалидов, в республике необходимо создать доступную среду и все условия для интеграции и социализации лиц с инвалидностью. Разумеется, далеко не все тротуары, здания и учебные заведения приспособлены сегодня для нужд людей с инвалидностью (вопреки заявлениям о полном переходе к 2025 году на инклюзивное образование). Надписи шрифтом Брайля в людных местах, сурдопереводы и светофоры с сигналом, «умные лифты» — до всего этого у властей руки не доходят. Между тем в республике, по официальным данным, из свыше 196 тысяч лиц с инвалидностью порядка 27 тысяч заняты на рынке труда, а детей с инвалидностью — порядка 10 тысяч. Но на программу оплаты сопровождающего лица правительство намерено ограничить число участников до 2,5 тысячи человек. На программу направлено порядка 5 млрд драмов. Но прежде, с 1 февраля 2023 года, все действующие группы инвалидности будут упразднены и замещены сегментами по функциональности: легкая форма, средняя форма, тяжелая форма и глубоко тяжелая форма.

 Добавим, что мы имеем дело с инициативой предшествующего правительства, которое не успело довести до конца данную программу. Кстати, тогда мы неоднократно критиковали авторов за несовершенство подхода в проекте, но то, что сегодня предлагают общественности, за гранью понимания. Ведь неотъемлемой составляющей программы от «пресловутых бывших» (наряду с определением функциональных навыков) была предусмотрена также индивидуальная реабилитационная программа для лиц с инвалидностью, что позволило бы им восстановиться после травмы. Теперь же нам подают обрубок под видом беспечной жизни, убрав медицинский аспект и оставив сугубо оплату за прогулку с лицом, имеющим некоторые виды заболеваний и функциональных ограничений (выбраны несколько категорий — немобильный, имеющий проблемы со зрением, имеющий умственные отклонения).

На очередном заседании правительства премьер-министр увлеченно комментировал предложенную Министерством труда и социальных вопросов РА программу по предоставлению оплаты сопровождающему для лиц с инвалидностью с целью интеграции и социализации представителей данной группы, предусмотрительно умолчав о том, что раскручивает проект, полученный в наследство от ненавистных ему «бывших» и изрядно обрубленный. Особо подчеркивал Н. Пашинян намерение государства способствовать лицам с инвалидностью по возможности реализовать свои гражданские права на труд, учебу и иметь полноценный досуг. Следом за спичем главы правительства последовал брифинг в пресс-центре «Арменпресс» замминистра труда и социальных вопросов Татевик Степанян.

ИТАК, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ЛИЦ, по причине болезни или травм оказавшихся в ситуации, когда без посторонней помощи не смогут поехать на работу, посещать школу и вуз, театр и выставки, не заботясь о том, чтобы оплачивать услуги сопровождающего. Согласно проекту, помощником может стать любой совершеннолетний, в том числе и член семьи бенефициара, при условии, что пройдет специализированные курсы и получит соответствующий сертификат. За час работы государство планирует платить 1050 драмов с учетом, что порядка 10 часов в сутки пользователю необходима помощь сопровождающего или опека. Относительно оплаты сверх 8-10 часов сопровождения замминистра не смогла ответить, впрочем, как и на многие уточняющие вопросы, что уже указывает на сырость и недоработку проекта.

Своевременно подать лекарство, помочь с оформлением документов или повезти на место назначения и подобные услуги родные и близкие человека с инвалидностью делают охотно и умело, и вовсе необязательно для этого им проходить дополнительные курсы, на которые министерство направит дополнительные средства. К тому же почему ограничили число бенефициаров, во главу угла поставив условие социально необеспеченной семьи?

Такие ограничения председатель общественной организации «Унисон» Армен Алавердян назвал неприемлемыми.

— Как лицо с инвалидностью, как эксперт в области прав инвалидов, как руководитель общественной организации по правам инвалидов и как член правления европейской сети «Независимая жизнь» считаю, что нельзя ставить рамки — ограничиваться только подпадающими под семейное пособие лицами. Также нельзя согласиться с тем фактом, что кто-то должен определять степень компетентности сопровождающего. Скажите на милость, если мать на протяжении 20 лет ухаживала за своим больным ребенком, то кто, как не она, знает, что именно ему необходимо и как можно помочь? И почему за нее и ее ребенка кто-то другой должен решать и проводить какие-то тесты для определения ее способностей? Ставить условие о квалификации сопровождающего противоречит праву человека на свободу выбирать себе того, кто ему поможет. Мое мнение разделяют также все коллеги из авторитетной международной структуры, — подчеркнул в комментарии для читателей «ГА» правозащитник.

Собеседник также обратил внимание на компонент, указанный в программе: обеспечение за счет работодателя условий для работы лица с инвалидностью.

— Где гарантия, что потенциального работника работодатель согласится нанять, если государство его обязует выложиться для того, чтобы приспособить рабочее место (на это государство обязует его потратить до 5% всех затрат организации)? Не проще ли ему будет под благовидным предлогом отказать в приеме на работу? Например, сославшись на отсутствие вакансий (это в лучшем случае). И что, вы всерьез думаете, что их спор дойдет до судебных инстанций, да и как после этого представляете их взаимоотношения? А если работодатель заявит, что потенциальный работник некомпетентен, не соответствует требованиям? Представляете, какой облом это для психики человека с инвалидностью? — задается отнюдь не риторическим вопросом Армен Алавердян.

ЧТО Ж, АРГУМЕНТЫ ЗАЩИТНИКА ПРАВ ИНВАЛИДОВ ВЕСЬМА ОБОСНОВАННЫЕ. Выходит, что вместо решения проблемы социализации и интеграции с легкой руки министерства тысячи людей с инвалидностью рискуют остаться не просто за бортом жизни, но и получить моральную травму, которую вкупе с имеющимися проблемами сложно будет преодолеть.

 Во всяком случае уже сейчас прекращены государственные программы по трудоустройству лиц с инвалидностью, в рамках которых были предусмотрены компенсации для работодателей (500 тысяч драмов на обустройство рабочего места, 50% оплаты труда на определенный период, оплата услуг сопровождающего). К тому же многие получившие увечья и тяжелые ранения в ходе 44-дневной войны защитники не перестают возмущаться предвзятым отношением медико-социальных комиссий по определению группы инвалидности. Чаще всего они жалуются на то, что им намеренно снижают группу, вследствие чего у них и пособие меньше полагающегося, а в получении медицинских услуг в рамках госзаказа, для которых требуется определенная группа (II или I) им будет отказано. К тому же по непонятным причинам семьи с малолетними детьми, проживающие в общежитии, вдруг становятся в глазах министерства неприлично состоятельными до такой степени, что их вычеркивают из системы семейного пособия.

Таким образом, еще задолго до старта проекта правительство начало «расчистку»: не определяют инвалидность или намеренно занижают группу, сокращают число подпадающих под семейное пособие, чтобы через год начать пилотный проект для 2,5 тысячи пользователей, раструбив об этом на всю вселенную.