Если экономический рост в Армении находится пока на приемлемом уровне, что вызвано прибытием в нашу страну десятков тысяч релокантов из России и других республик и соответственно двузначным увеличением обслуживающей их сферы услуг, то о реальном секторе, промышленности и сельском хозяйстве, того же, увы, сказать нельзя: застойные и весьма скромные 102,7% промышленного роста за 5 месяцев относительно того же периода прошлого года (май с.г. к маю 2021 года – и вовсе 102%) при индексе цен на промышленную продукцию в значительные 109,6%…
6 ИЮЛЯ СТАТКОМИТЕТ АРМЕНИИ ОПУБЛИКОВАЛ ПОДРОБНЫЕ ДАННЫЕ о социально-экономическом положении в стране за прошедшие 5 месяцев текущего года, из которых в данном материале нас будет интересовать именно промышленное производство.
В то время, как Пашинян из месяца в месяц гордо заявляет на заседании правительства о перевыполнении плана по поступлениям в госбюджет, в том числе за счет дополнительного налогообложения горнорудного сектора, последний буквально загнан в угол. Так, согласно свежим данным Статкомитета РА, за 5 месяцев относительно аналогичного периода прошлого года горнорудная промышленность отминусовала более чем на 12%.
Упало производство всех без исключения металлических концентратов: медного – на 16,6%, цинкового – на 8,7%, молибденового – на 5,3%, причем падение от месяца к месяцу только нарастает. Выпуск стальных труб сократился на целых 30%, а алюминиевой фольги (толщиной не более 0,2 мм) – на 4,7%. В этой группе товаров радует только ферромолибден, производство которого прибавило 19%.
Как вообще правительству Пашиняна удалось в период высоких цен на металлы так «опустить» флагманскую отрасль армянской индустрии – одному богу известно. Напомним, что такое положение сложилось и по итогам всего 2021 года, когда на фоне комфортных цен на промышленные металлы упало производство всех без исключения металлических концентратов (основная статья нашего экспорта). Более того, если за прошлый год в горнорудном секторе падение было незначительным, менее одного процента, то сегодня речь идет уже о 12,1%!
К тому же до конца этого года еще будет действовать дополнительное налогообложение указанной сферы, то есть введенная с 2021 года личными усилиями министра экономики Ваана Керобяна экспортная пошлина на вывоз из страны металлических концентратов и ферромолибдена. Получается, что госбюджет Армении пополняется за счет того, что «топят» бизнес горняков. И понятно, что в какой-то момент горнодобывающие компании окажутся в положении, когда будут не в состоянии выплачивать налоги.
Правда, на этом фоне вырос обрабатывающий сектор армянской промышленности (плюс 10,6% по сравнению с 5 месяцами 2021 года), хотя в чисто денежном выражении 1% в горнорудной индустрии – это гораздо больше, нежели 1% в обрабатывающей отрасли. То есть доходы страны от 1% того же медного концентрата и от 1%, скажем, одежды – это далеко не равнозначные в плане получения прибыли величины.
Но даже при значительном росте в обрабатывающем секторе экономики в Армении за указанный период упало производство химической (72,9%) и фармацевтической (92,4%) продукции, электрического оборудования (93,7%) и электронно-оптических устройств (65,9%).
Прошлый год Армения закрыла с приростом общей промышленной продукции на уровне 3,3%, а начавшийся 2022 год, казалось бы, сулил в этом направлении еще более приятные перспективы. Однако после прироста промышленности на 9,7% за два месяца 1-й квартал удалось закрыть лишь на скромном уровне в 3,1%. Причем, только в марте (относительно марта 2021 года) промышленность, вопреки бодрым заявлениям членов правительства, и вовсе упала до 93,1%, что свидетельствует об исчерпании потенциала индустриального роста и начинающейся стагнации. Более свежие данные приведены в начале материала, и они, как уже говорилось, также не вдохновляют.
При этом министр Керобян продолжает разглагольствовать о структурной перестройке, переформатировании армянской экономики, ее адаптации к новым геоэкономическим реалиям с опорой на развитие промышленности. Звучит, конечно, хорошо, но, кажется, этот злополучный персонаж снова попал пальцем в небо. Переформатирование армянской экономики, если и идет, то явно с опорой на сервисный, а не реальный сектор. Не в ту степь ведете страну, господа «гэдэшники»…
