ФИНАЛЬНЫЙ МАТЧ ЗАПЛАНИРОВАН на 31 июля на легендарном лондонском стадионе «Уэмбли», вмещающем 90 000 зрителей. Если сборная Англии выйдет в финал, рекорд посещаемости может быть обновлен. Хотя не исключено, что это произойдет еще раньше. Изначально турнир должен был пройти с 7 июля по 1 августа 2021 года, но в связи с пандемией коронавируса был перенесен на 2022 год.
В последние годы интерес к женскому футболу заметно возрос: он стал зрелищнее, матчи женских сборных и клубов собирают полные стадионы, а некоторые футболистки стали настоящими звездами.
Женский футбол впервые породил интерес широкого круга болельщиков на ОИ-2012 в Лондоне. Тогда матч сборных Англии и Бразилии на групповом этапе собрал на «Уэмбли» 70 000 человек, а на финал США – Япония пришли 80 000 зрителей. Для сравнения: матчи женского ЧМ-1995 в Швеции в среднем посещали всего 4000 человек.
С тех пор количество болельщиков на трибунах постоянно растет. Финалы Кубка Англии регулярно собирают 40-50 тысяч болельщиков, а в 2019 году было зафиксировано сразу несколько рекордов посещаемости: четвертьфинал Кубка Испании «Атлетик Бильбао» – «Атлетико Мадрид» собрал 48 000, а на матч между «Атлетико Мадрид» и «Барселоной» пришли 60 000 болельщиков. Этот европейский клубный рекорд продержался до 30 марта 2022 года, когда состоялся второй матч четвертьфинального противостояния женской Лиги чемпионов между «Барселоной» и мадридским «Реалом», собравший на стадионе «Камп Ноу» 91 553 зрителя – новый мировой рекорд посещаемости для матчей женских команд.
Теперь посмотрим на зрительскую посещаемость ЧМ-2019 во Франции. Матчи по телевизору посмотрели около миллиарда телезрителей, а общая аудитория на трибунах перевалила за миллион болельщиков. Билеты на финал раскупили онлайн за полчаса, а за сутки организаторы продали 600 000 билетов на все матчи.
А еще на матчи футболистов теперь ходят активные фанаты (многие признаются, что им нравится женский футбол, потому что в нем нет симуляций): сборную Голландии на последнем ЧМ поддерживали почти 30 000 активных фанатов, а 39 000 болельщиков «Ювентуса» даже устроили перформанс на матче против «Фиорентины».
Большой вклад в расширение аудитории до сих пор вносит телевидение. К примеру, годовой прирост ТВ-аудитории американской National Women’s Super League составил 500% (в среднем каждый матч на канале CBS смотрели 383 000 человек).
УРОВЕНЬ ЖЕНСКОГО ФУТБОЛА действительно серьезно вырос за последние годы: количество клубов увеличивается, появляются сильные сборные – на последнем ЧМ в плей-офф вышли Нигерия, Камерун и Китай. Во многом из-за возрастающей конкуренции и успеха французского мундиаля ФИФА решило расширить количество сборных-участниц ЧМ-2023 с 24 до 32 команд. Повсеместно появляются и новые клубы: за пять лет английская WSL выросла аж на 4 команды, также был создан полноценный второй дивизион (Women’s Championship), где сегодня играют 11 клубов, включая «Ливерпуль».
В женский футбол постепенно приходят большие деньги, и в этом большая заслуга главной бунтарки современного женского футбола Меган Рапино (США). Активная позиция по многим вопросам – равная зарплата для игроков мужской и женской сборной, поддержка ЛГБТ, критика действующего правительства, – сделала американку не только лицом Nike, Samsung, Hulu и других брендов, но и одной из самых обсуждаемых персон в США.
Однако, несмотря на медийную известность, у Рапино не самый высокий доход – около $3 млн в год. Другая звезда сборной США — Алекс Морган не просто зарабатывает больше всех в женском футболе, но еще и входит в десятку самых высокооплачиваемых спортсменок мира, выше нее – только топовые теннисистки. Доход нападающей «Орландо Прайд» составляет около $4,6 млн в год и лишь $450 000 из них – по клубному контракту.
А знаете, какой самый успешный фильм про футбол всех времен? Это не трилогия «Гол!» (собрала в прокате 35 млн долларов), а «Играй как Бекхэм» (76 млн) – британо-немецкая комедия 2002 года, в котором дочь иммигрантов из Индии Джесс (актриса Парминдер Награ) делает футбольную карьеру рядом с Джульеттой (Кира Найтли). Фильм не только рассказал историю о любви, дружбе, футболе и британском обществе, но и застолбил место для женского футбола в культуре.