Логотип

ПУСТИТЬСЯ В БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ НЕ УДАЛОСЬ

ВПОСЛЕДСТВИИ ИДЕЯ НАЧАЛА ОБРАСТАТЬ ДЕТАЛЯМИ. Выяснилось, что Евразийский ювелирный бренд будет создан на принципах государственно-частного партнерства. А это предполагало единые стандарты качества, систему контроля за участниками рынка, создание инфраструктуры для дистрибуции и маркетинговой стратегии продвижения бренда.

Возникали, конечно, вопросы: как все это будет сделано и кто будет это все делать? Но и тут была внесена конкретика: организационной формой проекта станет Евразийское экспортное ювелирное бюро. Его, как предполагалось изначально, должны были создать крупные участники рынка или ассоциации пяти стран. Государствам же ЕАЭС отводилась роль наблюдателя в работе бюро в формате Наблюдательного совета.

Бюро совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) предстояло разрабатывать стандарты евразийского бренда и требования к его пользователям и участникам, круг которых неограничен. При условии, конечно, если они соблюдают установленные требования.

«Если все пойдет по плану, то уже со следующего года Евразийский ювелирный бренд может стать реальностью», — ровно четыре года назад говорил в беседе с нами Гагик Мкртчян — на тот момент советник министра экономического развития и инвестиций Армении, а ныне временно исполняющий обязанности председателя Евразийского ювелирного экспортного бюро.

Планов было громадье. Тот же Г. Мкртчян объяснял, что в основе создания евразийского бренда лежит совместная работа и налаживание кооперации между ювелирами стран Союза с использованием их конкурентных преимуществ. В Армении, к примеру, — это школа огранки и дизайна, а также практика работы за рубежом. В Беларуси — производственные мощности, в Казахстане — аффинаж драгоценных металлов и давальческое сырье, в Кыргызстане — давальческое сырье.

Пока без стандартов

Однако ни в следующем, ни в последующих годах Евразийский ювелирный бренд так и не стал реальностью. И уже многие задавались вопросом, когда же эта амбициозная идея будет переведена в область практических шагов?

И ВОТ 1 ИЮЛЯ 2021 ГОДА В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ювелирной выставки-конгресса J-1 Kazakhstan состоялась торжественная церемония открытия Евразийского ювелирного экспортного бюро на базе Международного финансового центра «Астана». Впереди забрезжил проблеск надежды.

Но время шло, и особых изменений не происходило. Лишь спустя семь с половиной месяцев после открытия бюро были наконец-то сформированы органы его управления. В середине февраля этого года председателем наднациональной организации был избран советник министра экономики Армении Гагик Мкртчян (эта кандидатура утверждается на ротационной основе сроком на два года в алфавитном порядке). На должность же президента Евразийского ювелирного бюро общее собрание учредителей последнего по рекомендации Наблюдательного совета, куда входят представители госорганов стран ЕАЭС, единогласно утвердило Карине Минасян, которая ранее занимала должность члена Коллегии (министр) ЕЭК.

Вновь забрезжила надежда: теперь уже точно новая структура должна была приступить к работе. Причем к работе сложной и ответственной. Ведь создание евразийского ювелирного бренда предполагает не только единые стандарты качества, но и инфраструктуру для дистрибуции и маркетинговую стратегию продвижения. В этом в общем-то и заключается роль Евразийского ювелирного бюро, как наднациональной организации: помочь ювелирам стран интеграционной «пятерки» получить доступ к международным рынкам.

Но, увы, пуститься в большое плавание опять не удалось.

«В связи с военной операцией РФ на Украине у нас несколько изменились планы, — заявил на днях в беседе с нами директор Евразийского ювелирного экспортного бюро Кайсар Жумагалиев. – Чтобы не усложнять сейчас ювелирам выход на рынки и не вводить какие-то лишние преграды в торговле, вопрос с разработкой единых стандартом приостановлен. Реалии на сегодня таковы, что бизнесу хотя бы просто выйти на рынок – уже хорошо. Так что, пока без стандартов».

Жумагалиев добавил, что в будущем планируется выработать единые стандарты качества для евразийского ювелирного бренда. Тем более, что таково было требование всех ассоциаций, которые стали членами Бюро.

Рассказываем, показываем, обучаем

Ну а пока наднациональная структура занята лишь консультативной деятельностью. Вкратце суть ее сводится к тому, чтобы оказать информационную поддержку обратившимся в Бюро ювелирным компаниям из стран ЕАЭС для выхода на тот или иной рынок.

«МЫ РАССКАЗЫВАЕМ КОМПАНИЯМ О ТЕХ ВОЗМОЖНОСТЯХ, которые у нас есть. И если компания захочет прибегнуть к нашими услугам (то есть тем алгоритмом выхода на рынок, который у нас имеется), то она может использовать наши возможности. Иначе говоря, мы даем информацию о том, какие предъявляются требования в той или иной стране, какие есть свободные торговые площадки, как выйти на конкретный рынок и пр.», — объяснил директор.

На вопрос, что было сделано с момента старта деятельности, К.Жумагалиев ответил, что по части Армении, в частности, в рамках Евразийского ювелирного экспортного бюро в центре столицы Казахстана – городе Нур-Султан несколько месяцев назад открылся Торговый дом «Армения», где действует также ювелирный магазин под названием «Lili».

«Кроме того, в этом году мы провели для всех членов Бюро и ассоциаций очень большой трехдневный семинар с китайской компанией «Таобао», представители которой буквально на пальцах объясняли, как выйти на китайский рынок. Сейчас мы вплотную работаем с Китаем, чтобы в перспективе вывести продукцию наших ювелирных компаний на этот рынок. Сами китайцы очень заинтересованы в ювелирной продукции стран ЕАЭС. К примеру, недавно они встречались с представителями российской компании «Соколов» для предметных переговоров», — рассказал наш собеседник.

Проработка вопросов, касающихся возможности выхода ювелиров ЕАЭС в Китай через Республику Казахстан, продолжил он, объясняется тем, что это наиболее удобный логистический путь. Плюс таможенное законодательство здесь намного проще, чем в той же России, с учетом того, что можно в течение буквально одного дня пройти все процедуры.