ВПРОЧЕМ, ОСТАВИМ ПАШИНЯНА В ЧОЛПОН-АТЕ, а сами поговорим о том, что у нас почему-то называют правительством. В одном американском фильме было хорошо сказано: «Военное правосудие – правосудие настолько, насколько военная музыка – музыка». Не о правительстве Пашиняна говорили, но близко.
Итак, по сведениям газеты «Грапарак», Пашинян готовится пересмотреть состав своего правительства и сформировать так называемый «компромиссный кабмин». В него рассчитывают войти руководитель партии «Светлая Армения», посол по особым поручениям Эдмон Марукян, претендующий на пост министра иностранных дел, а также лидер партии «Республика» Арам Саркисян, желающий усесться в кресло вице-премьера. Что к этому прибавить, кроме тяжелого вздоха?
Как утверждает издание, интенсивные переговоры ведутся также с «Процветающей Арменией». Наверное, чтобы ни у кого не было сомнений в качестве продукта.
Ну что ж, ситуация с этой властью, как с запущенным больным. Ему прописывают все более дорогие, все более чудодейственные лекарства, а ничего не помогает: больному все хуже и хуже. Уже почти все средства перебрали. Осталось назначить Марукяна министром, а Саркисяна вице-премьером, и они сыграют роль «последней надежды родственников» – типа народной целительницы с мешочком лечебных трав или пляшущим у костра шаманом.
А почему Пашинян вдруг решил внести изменения в состав правительства? Ведь ситуация сегодня идеальная. Практически вся страна процветает. Правительство уже язык стерло, хвастаясь успехами. Министры круглые сутки рапортуют о достижениях, свершениях и удачах. Народ безмолвствует, потому что счастлив. О всеобщем процветании свидетельствует и официальная статистика. Хотя статистика – дама продажная и ветреная. В Америке еще в 1954 году вышла знаменитая книга Дарелла Хаффа «Как лгать при помощи статистики». Для многих политических деятелей во всем мире она стала пособием, а то и руководством к действию.
Есть версия, что намерение Пашиняна внести изменения в состав правительства объясняется элементарным страхом. Осенью оппозиция, как известно, готовится перейти к активным действиям, и если ситуация резко обострится и возникнет серьезная угроза власти, Никол, дескать, попытается разрядить обстановку, смягчив общественное недовольство кадровыми перестановками.
Но разве может замена, скажем, Арарата Мирзояна Эдмоном Марукяном или вице-премьера Мгера Григоряна — Арамом Саркисяном хоть в какой-то степени «выпустить пар», удовлетворить оппозицию и успокоить протестующих граждан? Конечно, нет. Что изменится в правительстве, кроме лиц? Как заметил как-то Бенджамин Франклин: «В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное». Так и в правительстве Пашиняна: как плавало наверху самое легковесное, так и будет плавать.
КАК МОГУТ ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЦА ЧТО-ЛИБО ИЗМЕНИТЬ в положительную сторону, если ни у одного из кабминов Пашиняна никогда не было хоть какой-то внятной программы?
Рассказывают, что в Милане, неподалеку от театра «Ла Скала», есть некая забегаловка – то ли таверна, то ли траттория, — где посетителя забавляют славной шуткой. В стене там устроена застекленная ниша, в которой лежит покрытая пылью бутылка вина. Эта бутылка, замурованная, как утверждается, вскоре после здешней премьеры вердиевского «Трубадура» (1853 год), будет немедленно выдана любому человеку, который сможет кратко и внятно изложить содержание сей знаменитой оперы. Из того факта, что ниша по сей день не вскрыта, следует, что такого искусника за полтора столетия не нашлось.
Чтобы в полной мере оценить это издевательство, следует вспомнить, как был популярен Верди. Каждый второй житель Италии без труда воспроизвел бы всего «Трубадура» наизусть. Но связно и логично пересказать ту бредятину, которая волей случая стала либретто вердиевского шедевра, невозможно физически: чем больше станешь стараться, тем смешнее будет выходить.
Сходная картина здесь и сейчас. Можно выставить в витрине армянского правительства не то что бутылку вина, а хоть бочку столетнего коньяку, посулив выдать ее всякому, кто кратко – да пусть не кратко, а хоть внятно изложит политику кабмина. Бочка останется целой, хотя и тут все могут перечислить его действия наизусть.
Беда нынешних Каммарано и Бардаре (либреттисты «Трубадура») в том, что над ними Никол, а не Верди, покрывающий их поделки великой музыкой. Поэтому властные экономполитические арии, дуэты и проч. рассыпаются еще до начала исполнения. И с таким диагнозом – пятый год борются за интересы простого народа! До чего же простой у нас народ, одно удовольствие им руководить.
Никакие изменения в правительстве не могут спасти власть Пашиняна. Когда становится не смешно, люди требуют, чтобы цирк уехал. Своими маневрами, достойными Мюрата и Ганнибала, он просто снова и снова уводит мозги от прямого столкновения с действительностью. Не замечать того, что видно всем, и настаивать на том, чему давно никто не верит, – эта тактика, как надеется Пашинян, должна принести властям успех.
Но пожелать им удачи я не могу. Ибо их успехи приносят стране и народу только несчастья…
