27 июля Федеральная резервная система США (ФРС) повысила ключевую процентную ставку на 75 базисных пунктов — до 2,25-2,5% годовых. При этом самый влиятельный в мире финансовый мегарегулятор считает уместным в целях борьбы с инфляцией дальнейшее увеличение ставки. По итогам июня потребительские цены в США выросли на 9,1% в годовом выражении, что является крупнейшим ростом с декабря 1981 года…
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОВЫШАТЕЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ИНФЛЯЦИЮ ПРОВОЦИРУЕТ конфликт на Украине, создающий человеческие и экономические трудности, указали в ФРС. Напомним, что ФРС уже повышала базовую ставку на 75 базисных пунктов в середине июня. Повышение стало самым резким с 1994 года.
Таким образом, эпоха низких процентных ставок и дешевых денег в мире завершена. Отныне все центробанки мира, исключая разве что Банк России, пойдут по пути ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП), увеличивая базовую процентную ставку и соответственно удорожая кредиты.
До сего дня основная интрига заключалась в том, насколько быстрым будет повышение со стороны американского финансового мегарегулятора ставок в целом в 2022 году. Как предупреждали аналитики, если очень быстрым, то развивающиеся рынки, включая армянский, ждут серьезные колебания. По сути вчера решительный ответ на этот вопрос прозвучал: повышение ставки ФРС США будет быстрым и неуклонным…
Центральный банк Армении, в виду беспрецедентного роста цен на потребительском рынке уже давно занятый ужесточением своей монетарной политики в попытках укротить или хотя бы замедлить инфляцию, в последнее время взял паузу и воздерживался от дальнейшего повышения ставки рефинансирования (так в Армении называется ключевая, базовая процентная ставка).
Возможно, национальный финансовый регулятор несколько уступил перманентно звучащим из правительства призывам и даже требованиям начать снижение ключевой ставки с тем, чтобы поддержать рост экономики. Снижать не снижал, но хотя бы и не повышал ее. Однако теперь, скорее всего, можно ожидать дальнейшего ужесточения ДКП со стороны национального Центробанка в рамках глобального мейнстрима – тем более, что инфляция в Армении от месяца к месяцу только нарастает.
Но это не единственное последствие решения ФРС США. Повышение ставки станет фактором снижения мировых цен на нефть, газ и металлы, а через них и на другие товары. Мировые цены на сырье формируются в долларах, в которых проводится и подавляющая часть международных расчетов на сырьевых рынках.
Таким образом, следует ожидать дальнейшего падения цен на армянские металлические концентраты. И без того в последнее время цены на медь потеряли более $2 тысяч в тонне. На этом фоне совершенно безобразно и близоруко смотрится решение правительства Армении продлить взимание дополнительной экспортной пошлины на вывоз металлических концентратов до конца этого года. Горные компании, вынужденные «отстегивать» в госбюджет немалые средства, буквально балансируют на грани рентабельности, уже не говоря о создании «подушки безопасности» в виду возможного возвращения мировой экономики к периоду низких цен на металлы.
Кроме того, ужесточение монетарной политики в США ударит и по развивающимся рынкам, поскольку инвесторы начнут сокращать позиции на фондовых рынках этих стран и перекладываться в американские рынки на фоне растущей доходности долларовых активов. Это будет означать, что давление на валюты развивающихся стран усилится, а их обменные курсы станут более волатильны, поскольку на их динамику станет влиять не только политика национальных ЦБ, но к ней прибавится и неопределенность по политике ФРС США. Сейчас традиционный эффект оттока капитала из стран с развивающимися рынками может быть смягчен превентивным повышением ставок местными центробанками для сдерживания инфляции. И это еще один довод в пользу ужесточения политики Центробанка Армении.
