Незнание законов не освобождает от ответственности в уголовных делах и огромных потерь в делах гражданских. Угодив в переплет, человек кидается за помощью к стражам правопорядка и служителям Фемиды. Однако найти в этих кабинетах (полиция, чиновники, суд, адвокат…) объективность, стремление докопаться до истины и помочь, профессионализм, а порой и элементарную порядочность на практике в большинстве случаев оказывается таким же "простым" делом, как выиграть автомобиль в "Семейное лото". Это скольким надо пролететь мимо, чтобы кому-то повезло с нормальным, знающим и уважающим закон юристом…
"…Моя дочь родила…"
Прежде чем рассказать о квартирных приключениях Карине Хорасанян и ее дочери Ануш Даштоян, два слова о наметившейся в последнее время (может быть, с чьей-то подачи) тенденции выставления в прессе зарубежных армян этакими невиннейшими, патриотическими агнцами, которые все сплошь приехали превращать Родину в сад, а местные мошенники только и делают, что дерут с наивных романтиков три шкуры и "кидают" их направо и налево.
Поверьте хотя бы моему скромному опыту журналиста, которому люди часто рассказывают о своих болячках: в этих жалобах нередко речь идет о приезжих проходимцах. Вот с одним из таких "патриотов" то ли канадского, то ли иранского происхождения (потому что легким движением руки можно извлечь из кармана первый попавшийся паспорт) повстречалась К.Хорасанян, когда решила продать однокомнатную квартиру в Ереване на улице Амиряна, 18/89. Кто не усек это место, объясню, что дом примыкает к училищу Р.Меликяна, и оттуда за 5 минут прогулочным шагом пенсионера можно дойти до пл. Республики. Договор о купле-продаже с доблестным Хачатуром Бахаряном ("бахар" — это весна) был заключен в яркий весенний майский день, 29 числа 2003 года.
Сумму я укажу, только напомню сперва анекдот про советский трамвай. Москва, вечер, припозднившийся народ устало катит домой, а один не сказать, чтобы пьяный, но явно принявший на грудь гражданин время от времени вдруг громко и безадресно поминает чью-то мать. У большинства советских людей, в отличие от сегодняшних безразличных обывателей, была активная жизненная позиция. И они по очереди принялись строго указывать матерщиннику на недопустимость ругани в общественном месте. Тот, запинаясь, периодически продолжал свое. Наконец кондуктор, подойдя, пригрозил милицией, и принявший на грудь, глядя несчастными глазами, произнес одну фразу, после которой весь трамвай в один голос теми же словами нарушил общественный порядок. Печальный мужчина сказал:
— Я — из роддома… Моя дочь родила негра…
Теперь после этого вопиющего нарушения политкорректности (в советское время не знали, что вместо "негр" надо говорить "темнокожий") я назову цену квартиры на Амиряна площадью в 36,4 кв. метра в мае 2003 года (не 1993-го) и настрою уши, чтобы услышать реакцию читательского "трамвая". Квартира была по договору продана за … 15 тысяч американских долларов, и если бы Карине Хорасанян приходилась мне женой, я бы убил ее, а потом однозначно добился в суде оправдательного приговора. Но ведь все это было только первым шагом в том, что случилось с не знающими, к сожалению, отечественных законов и понятий матерью и дочерью.
 Договор, так сказать
Договор, так сказать
По предложению обаятельнейшего Бахаряна ("Ну зачем вам лишние проценты платить?!"), "высокие договаривающиеся стороны" решили, что обозначат на бумаге не всю сумму, а половину в течение двух недель покупатель заплатит. Более того, К.Хорасанян была спокойна, потому что, как ей казалось, продавала по доверенности находящейся в Израиле дочери 1/2 часть дома, то есть часть имущества дочери. Ведь она подписалась один раз, а не два. Прибавим ради справедливости, что договор она подписывала не читая и едва встав с операционного стола, где ей удалили почку, и врубиться в тонкости договора даже при наличии глубоких правовых знаний она была физически не в состоянии.
Впрочем, я все равно отбил бы ей вторую почку. Хотя, когда читаешь этот договор о купле-продаже, благословленный нотариусом Эммой Шабоян, натыкаешься на множество неувязок, превращающих сей документ в фикцию.
В преамбуле договора написано, что мать по доверенности дочери (которая в дальнейшем именуется "продавец") продает, а щедрый канадец Бахарян покупает — становится "покупателем". В пункте 2 сказано, что квартира принадлежит дочери. Это вранье. Только на этом основании договор подлежит расторжению, потому что квартира (50х50) принадлежит матери и дочери. И в доверенности, написанной в Израиле на русском языке (которым, надо полагать, Э.Шабоян владеет), сказано, что дочь доверяет матери "продать 1/2 долю в квартире, принадлежащей мне на праве совместной собственности". Кроме того, в "Свидетельстве о собственности" (26.12.2000г.) два собственника — мать и дочь. Кроме того, в так называемой единой справке из кадастра от 7 мая 2003г. значатся те же 2 собственника квартиры, так что нельзя называть дочь собственником всей квартиры и благословлять продажу ею всей квартиры. Но сделка оформляется, потому что в договоре со ссылкой на то же "Свидетельство о собственности" от 26.12.2000г. (копия которого у меня в руках) написано, что квартира принадлежит только дочери ("продавцу").
Впрочем, не надо ничему удивляться, имея дело с нашими чиновниками, особенно кадастра, или нотариусами. Самозванного мага и иллюзиониста Дэвида Копперфильда они не взяли бы к себе и в подмастерья. Любые справки, по любому поводу, каким хочешь (задним — передним) числом наши иллюзионисты выпишут исключительно из любви к твоим прекрасным глазам. А перед весенним канадско-персидским взглядом г-на Бахаряна, очевидно, нельзя было устоять.
Прошу прощения за вынужденные подробности, но еще 2 слова о "договоре", и все. Итак, в документе написано то "продавец", то "продавцы" — у нотариуса двоится в глазах. Однако при всем при том четко сказано, что, если покупатель вовремя не выплатит стоимость квартиры, продавец имеет право требовать выплаты суммы и процентов, причитающихся в соответствии со ст.411 Гражданского кодекса (эту деталь, пожалуйста, запомните). А еще говорилось, что цена составляет 8 млн 850 тысяч драмов, равнозначных 15 тыс. долларов США, 700 из которых выплачиваются после освобождения квартиры от присутствия бывших хозяев. Теперь, когда вы запомнили про ст.411 ГК и $700 после вручения ключей от квартиры, можем пока отложить договор и уяснить, что же было дальше.
 "Ищи ветра в поле", —
"Ищи ветра в поле", —
…скажет среднестатистический читатель относительно надежд К.Хорасанян получить вторую половину денег за жилье. Но она как честный продавец вручила ключи от квартиры канадцу и погрузилась в ожидания. Тот не объявился ни в течение месяца, ни полугода, и вообще куда-то пропал. Из сданной новым владельцам квартиры на звонки отвечали на каком-то непонятном языке. Обеспокоенной Хорасанян в кадастре устно (к сожалению, устно) сообщали, что никакого переоформления собственности не было, все остается по-прежнему. Хорасанян полагала, что покупатель никуда не денется: приползет и заплатит, как договаривались, а также внесет в конце концов неуплаченные за ключи $700 из 15 тысяч.
Обо всем, что происходило дальше, Карине Хорасанян писала, и не раз, начальнику Службы контроля президента страны О.Овсепяну, надеясь, что будет услышана президентом, но, как и большинство лиц, пишущих в Службу контроля, получала дежурные, ничего не значащие ответы. Вообще, исходя из опыта "своей приемной" в "ГА", полагаю, что главе государства стоило бы обратить внимание на деятельность этой службы. Такое впечатление, что либо у нее нет никаких реальных полномочий (одни неутешительные отписки), либо люди, там состоящие, не используют всех полномочий или используют их несколько иначе. Опять извиняюсь, за отклонение. Но, к примеру, в последнее время множество жалоб в Службу контроля касалось мошенничеств с продажей строящегося жилья по адресу ул. Арами, 72-80. Почему бы президенту не поинтересоваться, какие-такие крутые ребята там правили бал, завладели десятками квартир и поскорее застолбили их судебным решением от 11 мая 2011 года? Хорошо бы руководителю службы О.Овсепяну разобраться и доложить обо всем этом начальству. Чтобы толк был какой-то…
А то ведь толку не больше, чем, увы, от посещения редакции "ГА". Хотя, пожалуй, в "моей приемной" людей хотя бы сочувственно выслушивают и о проблемах их пишут, а не отписываются…
Вернемся к Карине Хорасанян. Не подозревая о моем жгучем желании отбить ей вторую почку, она душевно рассказывала о дворянском происхождении, о том, как через пять лет после продажи вдруг наконец кто-то позвонил и заговорил о квартире. Предложение состояло в том, что Хорасанян берет 150 долларов и пишет через нотариуса документ о том, что не имеет никаких претензий по квартире. Звонящий, конечно, назвался "сотрудником КГБ", а когда г-жа Хорасанян, отложив дворянский этикет, прямо сказала, что она сейчас как раз выполняет проект "для КГБ", так что желательно узнать фамилию "кагебешника", тот сразу слинял.
Но в конце концов (опускаю подробности, тянущие на повесть) все же возник некий иностранец, г-н Ваги Аваниси (по доверенности, выписанной 11.09.2009г. незабвенным Х.Бахаряном) и потащил нашу дворянку в суд на предмет окончательной экспроприации собственности по Амиряна, 18/89. Мысль состояла в следующем: Бахарян выплачивает 700 долларов за ключи и выполняет таким образом свои обязанности. Видимо, вспомнив через 7 лет (26.07.2010г. дело было принято в суд) про 700 долларов, Бахарян устранял возможные препятствия для продажи квартиры, доставшейся ему по столь высокой цене.
А что же суды?
Рассказывать о судах — самая тяжкая обязанность прессы. Как хорошо было бы, подобно многим романистам, доводить повествование до дня свадьбы и ставить точку. В данном случае — не говорить, какой вынесли вердикт наши первые, вторые и августейшие инстанции.
Впрочем, дотошного читателя в наше время ничем огорошить невозможно, и он, конечно, не сомневается в том, что суд ублажил связку Бахарян — Аваниси. Ребята мотивировали "задержку" 700 долларов тем, что дочь, "продавец", отсутствовала, находилась не в Армении. Надо полагать, что у "покупателя" не хватило ума внести $700 на счет присутствующей матери, о чем написано в доверенности из Израиля: "доверяю получать причитающиеся мне деньги". Возьмет их мать или нет — дело дворянское. Но надлежащий покупатель обязан был это сделать, получив ключи в мае 2003 года. Не сделал, потому что прекрасно понимал, что Карине Хорасанян тут же потребует все остальные причитающиеся семье деньги, которые так "честно и благородно" обещал заплатить "патриот" из Канады. Поэтому г-н Бахарян не спешил, надеясь, что сумеет провести двух наивных женщин. И ведь сумел.
Наверняка из чувства глубокого патриотизма он изучил также кое-какие отечественные нормы законов, согласно которым срок подачи гражданского иска по восстановлению прав ограничивается 3 годами. Вот и выждал, чтобы действовать наверняка, под защитой наших законопослушных судей.
Два слова об адвокатуре
Начиная много лет назад правовую тему, я был гораздо лучшего мнения об адвокатах, чем сейчас. Причем речь идет вовсе не только о профессионализме, а об иных качествах. Каких? Объясню на свежем примере.
Узнав о запоздалой 700-долларовой "щедрости" Бахаряна, К.Хорасанян кинулась искать себе защитника. Нашла. Поначалу в суд был внесен встречный иск против канадца с требованием расторжения договора о купле-продаже жилья. Возьмем хотя бы пункт 9, который (последние 700 долларов — в обмен на ключи) покупатель злостно не выполнил, уклонившись на 7 и более лет. Два иска должны были рассматриваться судьей районов Кентрон и Норк-Мараш Карине Петросян вместе. Права дочери (Ануш Даштоян) представлял в суде адвокат Вардан Сафарян. Естественно, мать ходила на заседания, контролируя, так сказать, ситуацию. И в один прекрасный день адвокат выскочил в коридор к матери (обо всем этом К.Хорасанян пишет в жалобах президенту) и, показав какую-то заранее отпечатанную бумагу, принялся убеждать, что это надо срочно подписать, иначе все пропадет. Хорасанян, посопротивлявшись, подписала заявление о том, что она… отказывается от встречного иска…
Я не буду комментировать сей факт на предмет оценки действий К.Хорасанян, которую я за это уже зарезал в редакции тупым кухонным ножом. Но хочу просто спросить у адвокатов, среди которых есть немало и знающих, и порядочных людей, что бы они сделали с таким "защитником" их прав в суде? Что бы они сделали, если бы отказ от встречного иска мотивировался (цитирую по жалобе в апелляционную тройку С.Микаеляну, Н.Таварацян, Д.Хачатряну): "Учитывая, что рассмотрение дела велось необъективно и делалось все, чтобы поскорее окончить дело, принесшая жалобу сторона была вынуждена отказаться от встречного иска". Вы, друзья-адвокаты, в своей жизни с такой мотивировкой от встречного иска отказывались? Если да, то значит (по той же формулировке) вы сами сделали все, чтобы необъективный суд поскорее окончил дело и расправился с вашей клиенткой. Представляю, как облегченно вздохнула судья Карине Петросян, благопристойно приписав потом в своем вердикте, что коли А.Даштоян отказывается от встречного иска, то суд не станет давать правовых оценок приведенным в нем аргументам. Суд не станет, а я все же скажу напоследок пару слов. Ведь про самое уникальное достижение I и II инстанций я еще ни слова не сказал.
Послушайте, вы, господа судьи!
Ну ладно, законов мы не знаем, и не буду я убивать К.Хорасанян, а только беспомощно выслушаю ее, как приходится мне это делать много лет, краснея за Отечество. Причем во многих случаях и писать сложно, потому как среди наших судей есть много профессионалов, рулящих правильным курсом, и в результате человек остается без штанов, а придраться не к чему.
Но в данном случае (это я о судьях…) по договору о купле-продаже сумма в 8 млн 850 тыс. драмов была равноценна 15 тыс. долларов. Поделите драмы на доллары и убедитесь, что в мае 2003 года 1 доллар соответствовал 590 драмам. Опять же по пункту 9, помножьте 590 на указанные в пункте 700 у.е. и вы обнаружите, что получится 513000 драмов.
Как же вы (это я во второй раз о судьях…) соглашаетесь с тем, что канадский аферист швыряет 06.12.2011г. по курсу 310 драмов за доллар (при реальном декабрьском курсе в 383 драма) подачку в 267 тысяч драмов и считает свои невыполненные с мая 2003 года обязательства выполненными? Видимо, 310 драмов за доллар — были 06.12.2011г. отдельным, особым курсом, принятым в отечественных судах….
Мне ли, дилетанту от правосудия, надо, кроме всего прочего, указывать на пункт 5 договора, где значится, что продавец имеет право требовать невыплаченную сумму и проценты от нее по ст.411 ГК. В 2003 году были высокие годовые проценты — 15-16%, потом несколько ниже, и каждый год прибавившиеся проценты включаются в основную сумму, становясь точкой отсчета для очередного года. Почему вы хотя бы эти деньги не удержали с афериста, укравшего половину квартиры на ул.Амиряна? Ваши (точнее, истцов) басни о том, что Бахарян приезжал и не мог застать Ануш Даштоян, бред. Не застал — положи на счет матери, на счет нотариуса, наконец.
Между тем, по официальным сведениям (приезд-отъезд), дочь за это время 2 раза приезжала в Армению, чтобы получить деньги от Бахаряна, но тот отсутствовал, и я на месте адвокатов дочери включил бы расходы на приезд в реестр дополнительных финансовых требований к "покупателю", а не "рубил" бы встречный иск или выдвигал какие-то экстравагантные идеи, обернувшиеся финансовым уроном — раз иск проигран.
Хотя не все сказано
… Однако давно пора закругляться. Только никак не придумаю, что посоветовать продолжающей борьбу Карине Хорасанян, потому что, кроме фразы из трамвая в адрес всех, кто способствовал легитимизации такой "купли-продажи", на ум ничего не приходит. А редактор наш брань на полосу не пускает. Она еще не достигла необходимой демократической кондиции.
Президента теребить тоже не буду. Каждый второй посетитель "моей приемной" горит желанием написать открытое письмо президенту. К.Хорасанян, перед смертью от моей руки, уже президенту писала. А вот министру юстиции, по-моему, нет. И потому хотел бы я обратить внимание министра на это простенькое дело, где видно, что один элементарно кинул другого, а нотариус и судьи помогли. Так вот у меня вопрос к моему однофамильцу Грайру Товмасяну: считает ли он, что эти судьи действовали по закону, нет ли тут признаков дисциплинарного производства и имеют ли они вообще право вершить правосудие "именем Республики Армения"?
А г-ну Бахаряну, не имея представления, на каком он (1920 или 1921 г.р.) свете теперь находится, напомню или пошлю через нарочного лишь старую персидскую пословицу: "Осла, купленного по цене огурцов, обязательно найдешь потом где-нибудь мертвым…"

 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            