Логотип

КРИЗИС БРОДИТ ПО СТРАНЕ

Если обычным людям, не врачам, показать запущенного бомжа и предложить бороться с его болезнями, люди эту мысль горячо поддержат — и начнут искать средства от педикулеза. Врач же, осмотрев больного, поймет, что у того туберкулез, а то и рак. Поэтому его, конечно, надо помыть и сводить к дерматологу, но этого будет катастрофически мало; требуется куда более серьезное и не поверхностное лечение.

ИМЕННО В РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОПЫТНОГО ВРАЧА выступила оппозиционная фракция «Честь имею», которая, осмотрев власть Пашиняна, поняла, что у этого запущенного бомжа целый букет тяжелейших заболеваний, требующих серьезного лечения, и представила 6 октября в парламент проект заявления «О национальном кризисе и провале государственного управления».

Как и ожидалось, представители «Гражданского договора» встретили инициативу врача в штыки и яростно набросились на руководителя фракции «Честь имею» Айка Мамиджаняна. Может быть, потому что последний сказал то, чего властные депутаты слышать не хотели и боялись. То, чего больной не хочет и боится услышать от врача: «Поздно. Неоперабельно».

Ради справедливости отметим, что кое-какие незначительные недостатки и упущения в деятельности властей эти личности все же готовы были признать и даже обсудить. Но это напоминало странный консилиум у постели больного, умирающего от саркомы в последней стадии. Пациент хрипит и задыхается, а профессора с умным видом обсуждают, как избавить его от сезонного авитаминоза. Пока кашляешь — лечишься у терапевта, но если началась гангрена — нужен хирург. Терапевты не умеют резать.

Как говорил известный политолог и психолог Х. Маккей: «Вы не можете решить проблему, пока не признаете, что она у вас есть». А вот признать это очень сложно. Потому что в таком случае надо будет как-то объяснить, почему возникли подобные проблемы. Поведение власти и оппозиции здесь напоминает разницу в подходе врачей. Одни не сообщают смертельный диагноз, пытаясь успокоить человека, но в результате лишают его последнего шанса побороться и сделать необходимые распоряжения. Другие говорят правду в глаза — это лишает благостных иллюзий, зато дает шанс вовремя принять какие-то меры.

Во всяком случае парламентская комиссия по государственно-правовым вопросам дала отрицательное заключение заявлению «О национальном кризисе и провале государственного управления». А глава комиссии Владимир Варданян даже предложил назвать заявление «О кризисе оппозиции и провале оппозиционной деятельности». Здесь, сограждане, должен признаться, что меня лично уже длительное время продолжает весьма интриговать вопрос: Варданян этот и армия ему подобных — они неадекватные от природы или же становятся такими после того, как приходят во власть? Хотя, замечу, любой ответ на этот вопрос вряд ли что-либо изменит в судьбе Армении.

НО ПЕРЕЙДЕМ К КРИЗИСУ, СОГРАЖДАНЕ. В ПРЕДСТАВЛЕННОМ руководителем фракции «Честь имею» Айком Мамиджаняном заявлении «О национальном кризисе и провале государственного управления» четко, аргументировано и убедительно фиксируются как проблемы внутриполитические и внешнеполитические, так и относящиеся к национальной безопасности. Во всех этих сферах власть сделала все, что ей делать было ни в коем случае нельзя. И, напротив, не сделала то элементарное, что нужно было кровь из носу. Причем какого-либо чувства ответственности за неизбежно наступивший в результате этого кризис у власти совершено не наблюдается — «Мы так прекрасно поиграли со спичками, а затем почему-то случился пожар».

Однако рассмотреть в одной статье все аспекты многогранного кризиса, естественно, невозможно. Поэтому на этот раз ограничимся только провалом государственного управления, который, на наш взгляд, не менее катастрофичен для всех нас. Возможно, наблюдающие за властью Пашиняна со стороны, скажут о ней: «Не справились с управлением». Обычная фраза автоинспектора, который смотрит на дымящуюся груду искореженного металла — переоценили свои возможности, улетели в пропасть. Но ведь в пропасть летит и вся страна.

Глубочайший кризис абсолютно во всех сферах, в том числе и государственного управления, сегодня более чем очевиден. Жаль только, что до сих пор он остается безымянным. Какие-то паршивенькие торнадо, смерчи и цунами, куда менее губительные для человечества, только за то, что они уконтропупили парочку серфингистов и трех пляжников, получают разные ласковые имена (например, Катрина), а вот уважаемый Кризис так и бродит по стране без имени-отчества. Безобразие!

Понятно, что помимо имени безымянному и загадочному кризису необходимо обеспечить достойную встречу и очень качественное проведение. Впрочем, вполне возможно, что мы недооцениваем (как всегда) власть Пашиняна, и встреча готовится на самом высоком уровне. По площади Республики ночью, во тьме, вполне возможно прохождение колонн чиновников. Шеренгами, в ногу, все в белых тапочках, шеи свернуты к зданию правительства и с громогласной рапортацией «К встрече кризиса готовы!»

Говорят, парад должен состояться скоро, просто ждут полной луны. Кстати, могу подсказать организаторам, что ближайшие полнолуния ожидаются 5 ноября и 4 декабря. Хотя в качестве проведения мероприятия я, честно говоря, сильно сомневаюсь. Власти Пашиняна нельзя доверить ничего, даже организацию кризиса. Пролог этого события затянут и почти провален, сам кризис демонизирован, превратившись в нечто непостижимое, мрачно-секретное, с привкусом участия «бывших» и потусторонних лиц. Кризисоведы из оппозиции изгаляются над властью, подбрасывая все более и более нервирующие версии, а пресса бодро торгует паникой как самым ходовым информационным товаром.

НУ А ЕСЛИ СЕРЬЕЗНО, ТО КРИЗИС ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПАШИНЯНЕ БЫЛ НЕИЗБЕЖЕН. На ключевых постах и в ключевые моменты сплошь и рядом оказывается черт-те кто, занимаются эти личности черт-те чем и выполняют свои обязанности из рук вон плохо. С поправкой на то, что если они вообще хоть что-то выполняют, кроме показушной имитации бурной деятельности, так и то хлеб. Ибо в их собственном понимании результат работы и есть их назначение на пост, с которым работа должна заканчиваться. После чего начинается синекура, дольче вита и большое воровство.

Всеобщее воровство в крупных и особо крупных размерах идет непрерывно. Речи высокого начальства льются потоком. сами по себе прекрасны и могут обеспечить построение коммунизма в стране в кратчайшие сроки, если хоть что-нибудь, о чем там говорится, будет воплощено в жизнь, а не останется сотрясением воздуха. Почти все они не просто люди чванливые и серые, но откровенно глупы. Приходилось встречаться. Воротит. Повальное отсутствие совести и мозгов в ответственных головах.

Их назначенцы, то есть среднее звено, еще хуже. Важнейшее дело для этих личностей в карьерном росте — есть глазами начальство и создавать впечатление, что все, что его волнует и заботит, для тебя первейшее дело. Повышают и награждают их в зависимости не от реальных успехов, а от впечатления начальства. И его начальства. До самого верха властной вертикали или, если угодно, «шампура власти».

Само представление о том, что у государственного служащего имеется репутация, которой нужно дорожить и при запятнении которой надо убираться со службы, при Пашиняне утрачено полностью. Люди, о которых наговорено и написано столько, что надо вешаться, даже если правды во всем этом два процента, ведут себя как ни в чем не бывало.

Все попытки хоть каких-то «реформ» госслужбы оказываются дешевой имитацией. Потому что лечение доверяют самим больным. Известно, к чему приводит самолечение. Или, если взглянуть с несколько другой стороны, то суть дела, хотя и в упрощенном виде, но довольно точно отражает старая французская поговорка: «Нельзя поручать лягушкам осушать болото, в котором они живут». У нас же именно так и происходит.