Логотип

ТАМАНЯНУ НЕ НАШЛОСЬ МЕСТА В ГОРОДЕ, КОТОРЫЙ ОН ПОСТРОИЛ

МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ АЛЕКСАНДРА ТАМАНЯНА БЫЛ СОЗДАН В 2002 ГОДУ по решению правительства Армении. Директором был назначен его правнук архитектор Айк Таманян. Однако уже 31 марта 2016 года музей присоединили к Национальному музею-институту архитектуры. В закрытии музея основную долю вины внук Александра Ованесовича Гагик Таманян возлагает прежде всего на бывшего главного архитектора Еревана, бывшего министра градостроительства Нарека Саркисяна. Именно он обратился в кабинет министров со столь абсурдным предложением. В беседе с корр. «ГА» Гагик Юльевич отметил, что впоследствии Нарек Саркисян признал свою ошибку.

 Для великого зодчего, построившего Ереван, места не нашлось«Я несколько раз встречался с Саркисяном, но кроме обещаний, ничего не было сделано,- рассказывает Г.Таманян.- Обращался и к бывшему мэру Тарону Маргаряну, который сказал, что предоставит помещение после постановления правительства. Но ничего не изменилось. Я несколько раз на пресс-конференциях отмечал, что Таманян не достоин такого отношения. Это несправедливо. В семейном архиве мы 70 лет хранили богатейшую коллекцию чертежей, исторических фотографий, научных изданий, которые охватывают все три периода творчества зодчего: в России, Персии и Армении. Это национальное достояние. В свое время передали их в музей, созданный усилиями нашей семьи. Однако все последующие годы музей пытались закрыть. Сначала в 2004 году, потом в 2008-м. И, наконец, в 2016-м это удалось все-таки сделать».

С приходом новых властей у Гагика Юльевича, проживающего в Лондоне, появилась надежда. Он несколько раз в течение этого года приезжал в Ереван и обивал пороги различных инстанций. И опять все тщетно. Заместитель нынешнего мэра Степан Мачян обещал помочь, но так ничего и не сделал. Но самый настоящий шок внук зодчего испытал после встречи с заместителем министра образования, науки, культуры и спорта, курирующего музеи. Он сказал буквально следующее: «Очень правильно сделали, что закрыли музей и объединили его с музеем-институтом архитектуры». После этого Гагик Юльевич написал письмо Николу Пашиняну. И опять, мягко говоря, абсурдный ответ.

«Буквально на следующий день мне сообщили, что письмо для рассмотрения перенаправили в Комитет по градостроительству,- продолжает Г.Таманян.- Ответ меня просто ошарашил: «В вашей семье — разногласия, вначале разберитесь с этим». Причем тут наши разногласия! Во-первых, их нет, а во-вторых, какая связь между нашими отношениями и открытием музея! Я вновь написал Пашиняну, ответ аналогичный: «Обратитесь в Комитет по градостроительству»

А вот что сказал по этому поводу экс-директор музея Айк Таманян. «Cто лет назад Александр Таманян переехал в Армению, чтобы спроектировать современную столицу всего армянского мира, которую до сих пор называли «городом потрясающей красоты», «городом уникальной архитектуры», «городом-садом», «городом розового туфа». Неужели мой прадед недостоин народной памяти?»

По словам Гагика Юльевича, cемья Таманяна намерена ждать столько, сколько потребуется, и готова бороться за то, чтобы великий архитектор нашел свой дом в городе, построенном по его генплану. Ведь не только всему армянству, но и гостям столицы стало все трудней объяснять, почему великий армянский градостроитель, отстроивший уникальный город из розового туфа, сегодня не имеет музея.