ПО СЛОВАМ РЕКАБИ, ХИДЖАБ СЛУЧАЙНО слетел с нее, она извинилась за то, что «заставила всех волноваться». «Из-за неудачного выбора времени и неожиданного призыва взобраться на стену мой головной убор случайно слетел», — приводит слова Рекаби ВВС, ссылаясь на запись спортсменки в соцсетях. Также в ее сообщении сказано, что она вернулась в Иран «вместе с командой по заранее согласованному графику».
Новость о том, что Рекаби приняла участие в состязаниях по скалолазанию с непокрытой головой (собрав волосы в хвост), два дня была в топе спортивных новостей. 33-летняя иранка стала второй спортсменкой из этой мусульманской страны, решившейся на «политический шаг в знак протеста» — именно так было преподнесено случившееся в Сеуле. Впервые это сделала в 2019 году Садаф Хадем, выступив на турнире по боксу во Франции с непокрытой головой. Девушку подвергли осуждению на родине, выписав орден на ее арест, однако она попросила политического убежища во Франции и не вернулась домой.
Законодательство Ирана не запрещает представительницам прекрасного пола заниматься профессиональным спортом. Но все они обязаны соблюдать два условия: их тренером обязательно должна быть женщина, соревноваться нужно только в хиджабе. Так что бронзовому призеру ЧМ-2021 Эльназ Рекаби на родине грозил арест. СМИ считают, что она решилась на акцию в знак протеста из-за смерти 22-летней Махсы Амини, которая скончалась в результате задержания полицией в своем родном городе. В Иране с середины сентября прошла целая волна беспорядков из-за этой трагедии.
Напомним, что в начале осени полиция нравов задержала Амини из-за неправильного ношения хиджаба. В ходе объяснительной беседы девушке стало плохо, в итоге она впала в кому и скончалась. По версии властей, у нее произошел сердечный приступ. Но родственники Амини утверждали, что у умершей не было проблем со здоровьем, настаивая на расследовании трагедии.
Инцидент вызвал в стране бурную реакцию. В крупных городах начались массовые беспорядки, а в социальных сетях стали распространяться ролики, на которых девушки в знак протеста отрезают себе волосы и сжигают хиджаб или головной платок русари. Не остались в стороне и некоторые известные иранские спортсмены. Нападающий футбольного клуба «Байер» Сердар Азмун, находясь на сборах национальной сборной, в социальных сетях осудил власти. А лучшему бомбардиру в истории футбольной сборной Ирана Али Даеи запретили покидать страну из-за поддержки протестов. У 53-летнего Даеи конфисковали паспорт, когда тот вернулся из Стамбула. Иранских женщин поддержал также бывший футболист «Баварии» Али Карими.
Рекаби вернулась на родину в среду утром. В аэропорту Тегерана ее окружили журналисты, которым скалолазка сказала следующее: «Меня неожиданно вызвали к стене, как раз в то время, когда я готовилась: надевала обувь, техническое снаряжение. Из-за этого я забыла надеть хиджаб, в котором должна была выступать».
Было ли поведение Рекаби в Сеуле запланированной акцией или все произошло случайно, как заявила и написала сама спортсменка? Но почему она выступила с заявлением так поздно, когда СМИ уже вовсю раструбили об инциденте, преподнеся это как акцию протеста? Было ли это сделано под давлением властей (по некоторым данным, у Рекаби конфисковали паспорт и мобильный телефон)?
Ответ на эти вопросы даст ход дальнейших событий вокруг спортсменки, хотя, скорее всего, иранские власти не станут накалять и без того напряженную ситуацию, ограничившись строгим внушением за неосторожность.