Логотип

НЕЗНАЙКА В КОСМОСЕ… ДИЛЕТАНТИЗМА

НА ДНЯХ МИНИСТР ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АРМЕНИИ РОБЕРТ ХАЧАТРЯН на созванной пресс-конференции с упоением заявил, что создание Центра управления первым армянским околоземным спутником, запущенным 25 мая с.г. с помощью испанской компании Satlantis, завершится до конца текущего года. После выведения спутника на околоземную орбиту Пашинян заявил, что одной из первоочередных целей этого проекта будет локализация космических технологий в Армении и в перспективе организация производства космического оборудования.

Никто и не сомневался, что запуском спутника правительство попытается не только исправить свои прежние ошибки, но и, как свойственно Пашиняну, представить происходящее как очередное беспрецедентное достижение гэдэшной власти: мол, именно при ней Армения вышла в космос. Расчет на то, что никто при этом не вспомнит игнорирование лично Пашиняном необходимости запуска в космос в том числе и военных спутников – в то время, как Азербайджан имел к моменту начала 44-дневной войны целых три запущенных спутника, которыми управляло созданное в этой стране космическое агентство.

Между тем, Армения вышла в космос задолго до рождения «беспрецедентного» премьера, о чем также мало кто помнит. В 1971 году на борту первой советской космической станции «Салют-1» в космос была выведена обсерватория «Орион-1» (об этом факте редко упоминается, поскольку экипаж станции в составе Добровольского, Волкова и Пацаева погиб во время спуска). В 1973 году на борту космического корабля «Союз-13» в космическое пространство была выведена орбитальная звездная обсерватория «Орион-2». Этот факт авторитетный мировой журнал Sky and Teleskope, опубликовавший официальный отчет NASA, назвал «резким поворотом в советской космической программе». Обе обсерватории – «Орион-1» и «Орион-2» — вошли в изданные тогда специальные космические энциклопедии США.

Эти космические обсерватории были задуманы, спроектированы и изготовлены в Армении – силами наших ученых и инженеров. Главным конструктором «Ориона-2» и научным руководителем этого космического эксперимента был академик Григор Гурзадян. Увы, в смутные 1990-е не удалось спасти Гарнийский Центр космических исследований, включающий Институт космической астрономии (наука) и предприятие «Галактика» (производство), как это не удалось в отношении десятков и сотен перспективных научных организаций и промышленных предприятий Армении.

БЫЛО ПОТЕРЯНО ЦЕЛОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРИКЛАДНОЙ НАУКИ, некогда прославившей нашу страну, ведь о Гарнийском центре, который, кстати говоря, выполнял и оборонные заказы в области оптики, без всякого преувеличения, было известно всей планете. Пашинян и иже с ним, по-видимому, даже не слышали о существовании в Армении стратегически важного направления – космического приборостроения и, в частности, крупногабаритной прецизионной оптики. А ведь еще в 2001-2002 гг. российский Институт им. Иосифьяна планировал вывести на орбиту свой спутник, и российская сторона дала согласие на бесплатное размещение на борту спутника телескопа из Гарни весом 100 кг (вообще в подобных случаях 1 кг груза в то время стоил $2000).

«Космическая промышленность — самая быстро развивающаяся сфера, годовой оборот которой составляет порядка $300 млрд, и прогнозируется, что в 2030 году годовой оборот достигнет $1 трлн. Наша цель — чтобы Армения на этом рынке заняла свое место в 2030 году», — возвестил на указанной пресс-конференции замминистра высокотехнологической промышленности Армении Авет Погосян.

С добрым утром, Пашинян!