О ЗВАРТНОЦЕ УПОМИНАЮТ МНОГИЕ ДРЕВНИЕ АВТОРЫ. Иоанн Драсханакертци свидетельствует, что в 924 году он красовался во всем своем великолепии, а Степанос Таронеци сообщает, что к 1000 году храм уже лежал в развалинах.
Кстати, недалеко от храма была раскопана урартская стела с клинописью царя Руса II (635-615 гг. до н.э.). Есть предположения, что на этом месте находился храм языческого бога Тира, разрушенный с принятием христианства.
Руины Звартноца, рухнувшего в результате землетрясения между 970 и 973 годами, были открыты раскопками только в начале XX века. На этой территории находился карьер отесанного камня для окружающих деревень. Так, несколько капителей в конце XIX века оказались во дворе Эчмиадзинского монастыря. В 1890 году польский искусствовед Иосиф Стржиговский на основе высеченных монограмм определил их принадлежность храму.
Интерес в Звартноцу возрос. Монах Месроп Тер-Мовсесян предпринял частичные раскопки. В мае 1900-го архимандрит Хачик Дадян через Императорскую археологическую комиссию получил разрешение на раскопки. В 1904 году подключился архитектор Торос Тораманян. Благодаря его исследованиям и проекту реконструкции, Звартноц получил большую известность в научной литературе. Важную роль в спорах о том, каким был Звартноц, сыграли и раскопки в Ани, где востоковед Николай Марр обнаружил остатки однотипного со Звартноцем храма Св. Григора (Гагикашен) и среди них модель храма, формы которой совпали с формами реконструкции Звартноца.
Туристы и сейчас посещают оставшиеся колонны Звартноца. Время от времени высказываются идеи о восстановлении архитектурного чуда VII века. Может быть, когда-нибудь это произойдет.
Подготовил А. ТОВМАСЯН с сайта Армянского музея Москвы и культуры наций