Логотип

МИССИЯ С ПРИСТРАСТИЕМ

По его словам, работа 40 наблюдателей в Армении на протяжении двух месяцев была эффективной и «способствовала укреплению доверия в стабильной ситуации». «Сегодня мы начинаем новый этап вовлечения ЕС на Южном Кавказе с переходной командой, которая подготовит почву для возможной долгосрочной миссии ЕС в Армении с конечной целью содействия устойчивому миру в регионе», — приводит слова Борреля пресс-служба Европейского совета.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: БУКВАЛЬНО НЕДЕЛЮ НАЗАД ТОТ ЖЕ ЖОЗЕП БОРРЕЛЬ иначе представлял перспективы евромиссии. Так, 12 декабря он заявил, что Брюссель не будет продлевать мандат наблюдателей, срок действия которого заканчивается 19 декабря. При этом он отметил: «Однако для сохранения нашей репутации посредника в диалоге между Арменией и Азербайджаном в Армению будет направлена группа для планирования возможного направления гражданской миссии, если такая договоренность будет достигнута в следующем году».

А еще Боррель подчеркнул эффективность работы миссии. Правда, не уточнил, во-первых, по каким именно критериям оценивалась эта эффективность, во-вторых – для кого именно она была эффективной. Если для ЕС с его «репутацией посредника», то возможно. А вот с точки зрения практических действий, призванных стабилизировать ситуацию, КПД миссии, прямо скажем, мизерный, если не нулевой. Ну не может наблюдательская деятельность принести ощутимые плоды, если мониторинг проводится лишь на территории одной из конфликтующих сторон – армянской. Это больше похоже не на наблюдательскую миссию, а на осуществление определенного контроля над действиями армянской стороны. К тому же, двухмесячное пребывание миссии, по идее, должно было увенчаться каким-нибудь отчетом по результатам наблюдений. Например, миссия могла и должна была зафиксировать и обнародовать факт оккупации суверенной территории Армении. Но ничего подобного нет. Что именно выявил мониторинг, остается загадкой для широкой общественности.

В этой ситуации ЕС решает отозвать свою миссию, а уже через неделю передумывает и анонсирует отправку новой – долгосрочной — миссии. Возникает резонный вопрос: какое именно событие произошло в течение этой недели, повлиявшее на позицию ЕС? Тут версий может быть много. Но остановимся на одной из них.

Дело в том, что 17 декабря в Бухаресте главами четырех стран – Азербайджана, Грузии, Венгрии и Румынии было подписано соглашение о развитии и транзите «зеленой энергии». На брифинге после подписания документа, президент Азербайджана заявил, что Азербайджану, Грузии, Румынии и Венгрии нужно стать «одной командой» в рамках сотрудничества с Евросоюзом в сфере энергетики. А президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, в ходе заседания в рамках подписания документа, подчеркнула: «Это соглашение еще больше приблизит ЕС к нашим партнерам в регионе Южного Кавказа и поможет обоим нашим регионам получить доступ к чистой энергии. Азербайджан является надежным партнером Европы в энергетической сфере».

И вот буквально через пару дней, после этого мероприятия – обмена любезностями и констатации углубления энергетического сотрудничества между Баку и ЕС, Боррель, который 12 декабря анонсировал сворачивание мониторинговой миссии, заявляет о намерении отправить новую, долгосрочную команду. Причем, опять же – не в зону конфликта, а именно и только в Армению.

Надо быть чересчур наивным, чтобы поверить в объективность и беспристрастность такой миссии. На самом деле складывается впечатление, что главной ее функцией может быть лишь контроль над действиями армянской стороны и, разумеется, над военно-политическом влиянием России в регионе…