КАК СООБЩАЕТ АРМЕНПРЕСС, ОБ ЭТОМ В ХОДЕ ОБСУЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА в Национальном собрании заявил министр экономики РА Ваан Керобян. Министр сообщил, что в ближайшее время Армения назначит торговых представителей в Китае, Германии и в Соединенных Штатах Америки. В настоящее время Армения имеет торговых представителей в Иране и во Всемирной торговой организации.
По его словам, за два года с момента назначения Арменией торгового представителя в Иране товарооборот с этой страной удвоился. «Мы считаем, что это хороший показатель. Но вы также знаете, что существует достаточно много сдерживающих обстоятельств в направлении дальнейшего развития торговли с Ираном. Причины — как объективные, так и субъективные. Но сейчас мы планируем назначить торговых представителей в Китае, Германии и США, также развивать связи с этими странами», — сказал министр.
Говоря о возможности иметь торгового представителя в России, Керобян подчеркнул, что работа с российским рынком носит несколько иной характер. «Мы достаточно открыты для всех российских бизнесменов, которых интересуют отношения с Арменией, и стараемся не зацикливаться на одном человеке или учреждении. Работа здесь разноплановая», — сказал Ваан Керобян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: РАЗУМЕЕТСЯ, ДИВЕРСИФИЦИРОВАТЬ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ с зарубежными партнерами можно и нужно. Но усиление внимания к одним направлениям и невнимание к другим – вовсе не лучший способ диверсификации. Особенно, если направление, заслужившее невнимание Керобяна, является определяющим вектором внешней торговли Армении. Особенно, если это — самое ключевое направление — сегодня подвергается вполне конкретным рискам. Речь, конечно, о России, где иметь торгпреда Керобян считает нецелесообразным.
Так вот, с одной стороны, РФ – ключевой внешнеторговый партнер Армении. По данным статистического комитета РА, за первые 3 месяца текущего года, удельный вес России во внешнем и взаимном товарообороте достиг 34,6%. Причем, по этому параметру очевидна динамика роста. Так, в тот же период прошлого года доля России составляла 30,2%. С другой стороны, с учетом того, что западные страны, которые ввели экономические санкции против РФ, все чаще упрекают, в том числе и Армению, за роль «перевалочного пункта» в процессе обхода этих санкций, ясно, что проблем и препятствий в процессе торгово-экономического сотрудничества между РА и РФ в обозримой перспективе будет становиться все больше. Простая логика подсказывает, что в этих условиях как раз в России необходимо открыть торгпредство Армении, дабы максимально эффективно преодолевать существующие и потенциальные барьеры. Но… У правительства иная логика. Правительство Армении не считает необходимым наличие торгпредства в РФ, здесь оно предпочитает не «зацикливаться на одном человеке или учреждении».
ВПРОЧЕМ, НЕ ФАКТ, ЧТО НАЛИЧИЕ ТОРГПРЕДСТВА АРМЕНИИ ЗА РУБЕЖОМ эффективно и приносит пользу торгово-экономическому сотрудничеству с государством, где этот торгпредство работает. Вот Керобян приводит в качестве примера армяно-иранские отношения, говоря, что после назначения торгпреда РА в Иране товарооборот между странами удвоился. Но ничего, если удельный вес Ирана во внешней и взаимной торговли Армении сократился за последний год? Так, если в первом квартале прошлого года доля Ирана составляла 6,7%, то в этом году в январе-марте снизилась до 4%.
Кстати, сокращение этого показателя имеет место быть и по тем странам, куда Армения собирается отправить торгпредов. Так, доля Германии сократилась на 0,1%, составив 4,1%, доля Китая сократилась на 4,3%, снизившись до 10,6%. Разве что доля США выросла на 1%, достигнув 4,1%.
Как бы то ни было, но все перечисленные страны, куда правительство Армении решило отправить торгпредов, не являются определяющими во внешнеторговой сфере. А в страну, которая, фактически, составляет фундамент армянской внешней торговли, представителя не отправляет. Дескать, и так сойдет. А вот и не сойдет, ибо прежде чем любой ценой добиваться диверсификации, надо правильно расставить приоритеты и оценить потенциальный эффект и риски от этой самой диверсификации…